19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




К нормативным
относятся акты, которые регулируют группу однородных финан-
совых отношений и содержат общие правила поведения их уча-
стников, т. е. правовые нормы. Они действуют обычно длитель-
ное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавли-
вают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей)
организаций и граждан перед государством или муниципальным
образованием, порядок расходования государственных денежных
средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.
Общие правила, установленные в нормативных актах, конк-
ретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каж-
дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный
случай, обращен к точно определенным участникам финансо-
вых отношений, ведет к возникновению, изменению или пре-
кращению конкретных финансовых правоотношений. Напри-
мер, на основе законодательного нормативного финансово-пра-
вового акта о транспортном налоге государственный налоговый
орган направляет конкретному владельцу транспортного сред-
ства уведомление об уплате этого налога, которое и является
индивидуальным финансово-правовым актом. Таким образом,
индивидуальные финансово-правовые акты — это акты примене-
ния норм финансового права. Принятие их — необходимое ус-
ловие для практического претворения в жизнь нормативных фи-
нансово-правовых актов.
По юридической природе финансово-правовые акты делятся
на законодательные, к которым относятся законы, принимав-
106 Учебник: Краткий курс. Общая часть
мые представительными федеральными и региональными
(субъектов Федерации) органами государственной власти по
вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконные.
К ним относятся акты всех других государственных органов и
органов местного самоуправления, основанные на законе и при-
нятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ
«О таможенном тарифе» Правительство РФ принимает поста-
новления о ставках таможенных пошлин). Все они имеют оп-
ределенную форму (указы, постановления, приказы и т. д.), т. е.
конкретизируются в зависимости от вида органов, издающих
акты.
Характерной особенностью финансово-правовых актов яв-
ляется наличие среди них большой группы финансово-плановых
актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов
своим содержанием.
Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в про-
цессе финансовой деятельности государства и органов местного
самоуправления, а также организаций, которые содержат конк-
ретные задания в области финансов на определенный период, т. е.
являются планами по мобилизации, распределению и использова-
нию финансовых ресурсов.
Существование финансово-плановых актов обусловлено дей-
ствием принципа плановости в процессе образования, распре-
деления и использования финансовых ресурсов в соответствии
с программами и планами экономического и социального раз-
вития. К финансово-плановым актам относятся:
а) основные финансовые планы государства — федеральный
бюджет, бюджеты субъектов Федерации, а также местные бюд-
жеты;
б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджет-
ных фондов;
в) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, дру-
гих органов государственного управления и органов местного
самоуправления;
г) финансовые планы (балансы доходов и расходов) коммер-
ческих организаций;
д) сметы бюджетных учреждений;
е) финансовые планы страховых организаций;
ж) финансово-кредитные и кассовые планы банков.
Финансово-плановые акты получают свое юридическое
оформление в актах соответствующих государственных органов.
Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства 107
Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый
акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридичег
ские последствия как любой финансово-правовой акт.
§ 4. Разграничение компетенции органов государственной
власти и органов местного самоуправления в области
финансовой деятельности
Финансовую деятельность осуществляют все государствен-
ные органы и органы местного самоуправления, поскольку для
реализации их задач требуются финансовые ресурсы и регули-
рование финансовых отношений. Однако особенности их задач
и правового положения обусловливают различия в содержании,
масштабах и степени участия в финансовой деятельности тех
или иных органов, необходимость разграничения между ними
полномочий в этой области.
В таком разграничении финансовой компетенции органов
учитываются, во-первых, необходимость соответствия полномо-
чий упомянутых органов конституционным положениям о раз-
граничении предметов ведения между Российской Федерацией,
ее субъектами и органами местного самоуправления (ст. 71—73
Конституции РФ)1, во-вторых, принцип разделения властей на
законодательную (представительную) и исполнительную (ст. 10
Конституции РФ), а также установленные организационно-пра-
вовые формы деятельности органов.