19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Развитие финансовой деятельности Российского государства
и ее методов происходит с учетом опыта зарубежных стран с
оформившейся рыночной экономикой, его изучением и приме-
нением. Финансовая деятельность Российской Федерации осу-
ществляется в условиях экономического сотрудничества со стра-
нами СНГ, а также международных и внешнеэкономических
связей с другими государствами. Россия исходит при этом из
задач укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных
экономических отношений. Внешнеэкономические связи осу-
ществляют также субъекты РФ в пределах полномочий, предо-
ставленных им Конституцией РФ и федеральным законодатель-
ством. Общий порядок координации этих связей установлен
специальным федеральным законом3. Результаты международ-
ных и внешнеэкономических связей находят отражение в дохо-
дах и расходах государственных денежных фондов Федерации,
ее субъектов и муниципальных образований.
1 См.: Федеральный закон от 23 июня 1999 г. «О защите конкурен-
ции на рынке финансовых услуг» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3174.
2 СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375; 2001. № 23. Ст. 2277; 2003. № 27.
Ст. 2697.
3 См.: Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации меж-
дународных и внешнеэкономических связей субъектов Российской
Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 231.
104 Учебник: Краткий курс. Общая часть
§ 3. Правовые формы финансовой деятельности
государства и муниципальных образований
Финансовая деятельность осуществляется в правовых и не-
правовых формах. Правовые формы выражаются в принятии
правовых актов в связи с установлением или применением
норм. А неправовые формы такого оформления не имеют.
К ним относятся различные практические действия, юридичес-
кого значения не имеющие, но способствующие принятию та-
ких актов или применению правовых норм. Это инструктирова-
ние финансовой службы предприятий, проведение совещаний в
аппарате финансовых и налоговых органов, проведение заседа-
ний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представи-
тельных органов власти, разъяснение финансового законода-
тельства населению и другая организаторская работа; финансо-
во-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из
бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финан-
сово-экономический анализ; подготовка материалов для финан-
сового планирования, прогнозирования и отчетности и т. п.
Конкретные правовые формы финансовой деятельности за-
висят от того, какие органы ее осуществляют: представительные
или исполнительные, какого они уровня и организационно-
правового статуса. Осуществляя финансовую деятельность, го-
сударственные органы и органы местного самоуправления в
пределах своей компетенции принимают финансово-правовые
акты, посредством которых в пределах своих полномочий регу-
лируют общественные отношения в области аккумуляции, рас-
пределения и использования финансовых ресурсов, проведения
контроля за их расходованием, за выполнением финансовых
планов, финансовых обязательств перед государством или му-
ниципальными образованиями. Эти акты и являются юриди-
ческими (или правовыми) формами финансовой деятельности
государства (его органов) и муниципальных образований (органов
местного самоуправления).
Следовательно, финансово-правовые акты — это принятые в
предусмотренной форме и имеющие юридические последствия ре-
шения государственных органов и органов местного самоуправле-
ния по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компе-
тенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансо-
во-правовые нормы или служат основанием для возникновения,
прекращения, изменения конкретных правоотношений.
Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства 105
Применение тех или иных правовых форм финансовой дея-
тельности определяется значением и содержанием регулируе-
мых отношений. Например, принятие федерального бюджета
оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосу-
дарственного значения бюджета, его важной роли для социаль-
но-экономического развития страны, широкого круга обще-
ственных отношений, возникающих в связи с его принятием.
В отличие от этого вопросы выделения денежных средств под-
ведомственным предприятиям решаются актами министерств и
других органов государственного управления в соответствии с
установленным правовыми нормами порядком.
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юри-
дическим свойствам, по юридической природе, по органам, их
издающим, и другим основаниям.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты под-
разделяются на нормативные и индивидуальные.