19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Кроме того, в процессе финансовой деятельности
государство контролирует работу государственных органов, а
также предприятий, организаций, учреждений по реализации
их задач независимо от отраслевой принадлежности.
Во-вторых, осуществление, государством финансовых функ-
ций протекает в виде деятельности как представительных, так и
исполнительных органов власти (государственного управления).
Например, распределение бюджетных средств по основным на-
правлениям жизнедеятельности Российской Федерации или ее
субъектов производится представительными органами, а рас-
пределение финансовых ресурсов внутри отраслей экономи-
ки — в порядке государственного управления органами испол-
нительной власти.
В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ве-
дению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а так-
же органов местного самоуправления. Кроме того, имеется об-
ласть совместного ведения Федерации и ее субъектов.
102 Учебник: Краткий курс. Общая часть
В процессе финансовой деятельности применяются разнооб-
разные методы. Их выбор зависит от ряда факторов: задач госу-
дарства или муниципальных образований на конкретном этапе;
источников их доходов; от цели использования средств и т. д.
Так, для привлечения денежных средств в бюджетную систему,
внебюджетные государственные и муниципальные целевые де-
нежные фонды используются методы обязательных и доброволь-
ных платежей. Основными обязательными платежами в госу-
дарственный или местный бюджет выступают налоги, сборы,
пошлины, уплачиваемые юридическими и физическими лица-
ми. Метод обязательных платежей применяется и при государ-
ственном страховании (обязательное страхование пассажиров и
др.). За счет обязательных отчислений банков в Центральном
банке (Банке России) депонируются обязательные резервы.
Наряду с этим используются и добровольные методы для фор-
мирования государственных и муниципальных денежных фон-
дов: лотереи, займы, пожертвования юридических и физических
лиц, вклады в банки и т. д.
При распределении государственных и муниципальных денеж-
ных средств применяются два основных метода: финансирова-
ние, т. е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и
кредитование, означающее выделение средств на началах воз-
мездности и возвратности. Оба они подразделяются на несколь-
ко видов в зависимости от цели использования средств, их ис-
точников, особенностей правового статуса получателей и т. д.
В последнее время у финансирования появляются черты, сход-
ные с кредитованием: в виде исключения законодательство уста-
навливает условия, при наличии которых финансирование про-
изводится на возвратной и Возмездной основе (например, фи-
нансирование капитальных вложений из бюджетных средств).
Поступление в процессе финансовой деятельности денежных
средств в распоряжение государства, юридических и физических
лиц, а также использование их осуществляется посредством рас-
четных операций. Они производятся методами безналичных де-
нежных расчетов в разных формах и платежами наличными де-
нежными средствами. Государство содействует расширению
сферы безналичных денежных расчетов, что важно для стабили-
зации денежной системы и более эффективного использования
денежной массы. При внешних экономических, научных, куль-
турных, других связях используются различные формы между-
народных расчетов, совершаются валютные операции.
Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства 103
В методах финансовой деятельности Российского государ-
ства произошли существенные перемены в связи с переходом к
рыночным отношениям. Они стали более разнообразными, на-
полнились новым содержанием. Так, значительно увеличилось
число налогов, разнообразились методы привлечения денежных
средств на добровольных началах, развивается финансовый ры-
нок как сфера реализации ценных бумаг — акций, облигаций и
других, а также кредита. Он используется для формирования
денежных фондов предприятий, организаций, для пополнения
финансовых ресурсов государства и органов местного самоуп-
равления. Законодательство защищает финансовый рынок от
монополизма1. Формы и методы финансовой деятельности го-
сударства и муниципальных образований могут быть изменены
в связи с введением в стране особых правовых режимов, к кото-
рым относятся военное и чрезвычайное положения (ст. 8 Феде-
рального конституционного закона от 30 января 2002 г. «О во-
енном положении»; ст. 1,3, 11 Федерального конституционного
закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»2).