19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Согласно законодательству
различают две формы кредита: а) государственный и муници-
пальный; б) банковский.
Под государственным кредитом понимаются прежде всего
отношения, посредством которых образуется государственный
долг (гл. 14 БК РФ). Это отношения по временному использова-
нию денежных средств юридических и физических лиц государ-
ством (муниципальными образованиями) при недостаточности
государственных (бюджетных) доходов для осуществления на-
меченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в
качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, явля-
ются кредиторами. Заимствование осуществляется в формах вы-
пуска облигаций государственных займов, получения Прави-
тельством кредитов в банке и др. При этом широко используют-
ся вклады граждан в Сберегательный и другие банки в качестве
источника кредитных ресурсов. Государственный долг образу-
ется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.
Государственный долг может быть внутренним (порядок об-
разования и погашения которого урегулирован законодатель-
ством РФ) и внешним, регулируемым международными догово-
рами и соглашениями РФ. Государственный и муниципальный
долг может быть использован для покрытия бюджетного дефи-
цита.
Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета
средства для временного использования (в кредит) различным
субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономи-
ческих взаимоотношений и т. д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму
кредита также следует считать государственным кредитом. Од-
нако государство в этих случаях выступает уже в качестве кре-
дитора. В рассмотренных формах осуществляется и муниципаль-
ный кредит.
98 Учебник: Краткий курс. Общая часть
Банковский кредит — это отношения по предоставлению бан-
ками денежных средств физическим и юридическим лицам для
производственных, социальных и иных нужд на основе догово-
ра во временное использование на условиях возмездности (плат-
ности), срочности и материальной обеспеченности долга. При
этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, глав-
ным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно
свободные средства юридических и физических лиц, в опреде-
ленных случаях — бюджетные и иные ресурсы.
В условиях перехода к рыночной экономике круг объектов
банковского кредитования и субъектов кредитных отношений
значительно расширился. Изменилась и банковская система: на
месте прежних банков, являвшихся исключительно государ-
ственной собственностью, действует под надзором государ-
ственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных
организаций (коммерческих банков), основанных на разных
формах собственности.
В процессе функционирования финансовой системы произ-
водятся денежные платежи и расчеты, т. е. используется денеж-
ная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безна-
личной форме, так и с использованием наличных денежных
знаков. При формировании соответствующих валютных фондов
производятся валютные операции.
§ 3. Финансовая деятельность государства
как механизм социального управления
Российское государство и муниципальные образования в
связи с использованием финансовой системы для выполнения
своих задач осуществляют в лице своих органов соответствую-
щую — финансовую деятельность. Она выражается в выполне-
нии государством и муниципальными образованиями функций
по созданию (формированию), распределению и использованию
их денежных фондов и доходов в целях реализации своих задач.
Неотъемлемым элементом этой деятельности является финан-
совый контроль, что вытекает из сущности финансов.
Финансовая деятельность органов государственной власти и
местного самоуправления имеет публичный характер, общую на-
правленность на обеспечение потребностей общества, реализацию
задач социально-экономического развития, поддержание оборонос-
пособности и безопасности страны.
Глава 1. Финансы и финансовая деятельность государства 99
Финансовая деятельность государства и муниципальных об-
разований является важной и необходимой составной частью
механизма социального управления. Финансовые ресурсы направ-
ляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с
учетом приоритетности финансируемых мероприятий, исходя
из внешних и внутренних условий страны. При этом государ-
ство и муниципальные образования берут на себя обеспечение
тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть
предметом частного предпринимательства.
Воздействие государства и муниципальных образований на
социально-экономические процессы осуществляется не только
посредством прямого выделения средств на соответствующие
мероприятия, но и косвенно — путем предоставления налого-
вых льгот, беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым
платежам и т. п.