19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




В связи с этим экзамен при-
зван побудить их получить новые знания. Во время подготовки
к экзамену студенты также систематизируют знания, которые
они приобрели при изучении основных тем курса в течение
семестра. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса
финансового права, объединить отдельные темы в единую систе-
му, увидеть перспективы развития науки финансового права, а
также финансового законодательства.
При подготовке к экзамену по финансовому праву у студен-
тов возникает немало вопросов и трудностей, начиная с вопро-
сов о том, как и по каким учебникам готовиться и как выстро-
ить ответ, чтобы получить наивысшую оценку, и заканчивая
вопросами о том, как изложить свою собственную научную
позицию по проблемным темам курса.
Рекомендуемые для подготовки к экзаменам учебники и спе-
циальную литературу преподаватели называют студентам еще
56 Методические рекомендации
на первых лекциях. Как правило, это книги центральных изда-
тельств, рекомендованные Министерством образования РФ в
качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению подготовки или специальности
«Юриспруденция». Примером может быть выдержавший не
одно издание учебник «Финансовое право»1. Большую помощь
при подготовке к экзамену окажет студентам и настоящий учеб-
но-методический комплекс, содержащий краткий курс финан-
сового права и словарь-справочник.
Студент в целях получения качественных и системных зна-
ний должен начинать подготовку к экзамену задолго до его
проведения, лучше с самого начала лекционного курса по фи-
нансовому праву. Для этого на кафедрах имеются базисные (ос-
новные) вопросы. Целесообразно воспользоваться программой
курса, помещенной в настоящем пособии.
Следует иметь в виду и такую специфическую особенность
финансового права, как наличие специальных терминов и по-
нятий, подлежащих отдельному запоминанию. Ведь несмотря
на то что Многие из этих понятий близки экономическим, они,
однако, отличаются от них своей правовой направленностью и
содержанием (например, «бюджетный кредит», «трансферт»,
«бюджетная ссуда», «депозитные средства», «бюджетное обяза-
тельство» и т, п.). Кроме того, многие понятия иных отраслей
права, в частности гражданского, не применимы к финансовым
(налоговым) отношениям, что нашло законодательное закреп-
ление (ст. 11 НК РФ). В связи с этим возникает необходимость
запоминания «нового» (по сравнению с курсом экономической
теории, гражданским и предпринимательским правом) содер-
жания уже известных студенту терминов, а также изучения
большого количества новых достаточно сложных терминов и
финансово-правовых категорий. Названные особенности и спе-
цифические черты финансового права не позволяют получить
высокий балл тем студентам, которые пытаются «одолеть» курс
лишь за период экзаменационной сессии. Не выручает здесь ни
высокий уровень общетеоретической подготовки, ни высокий
интеллектуальный уровень студента. Гарантией запоминания и
усвоения материала по курсу финансового права является сис-
тематическое (от лекции к лекции, от семинара к семинару) его
изучение. Усвоению проблемных тем курса помогают участие
1 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. И. И. Химичева. 3-е изд.
М, 2003.
Рекомендации по подготовке к экзамену 57
студентов в коллоквиумах, имитационных играх, выступления с
докладами на практических занятиях и научных студенческих кон-
ференциях, а также написание контрольных и курсовых работ.
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время
сессии должна планироваться студентом, исходя из общего
объема вопросов, вынесенных на экзамен, так, чтобы за предо-
ставленный срок (составляющий, как правило, не более 5 дней)
он смог равномерно распределить приблизительно равное ко-
личество вопросов для ежедневного изучения (повторения).
Важно, чтобы один последний день (либо часть его) был выде-
лен для дополнительного повторения всего объема вопросов в
целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить
усвоение материала. На данном (заключительном) этапе подго-
товки к экзамену целесообразно осуществлять повторение изу-
ченного материала в группе, но с небольшим количеством уча-
стников (до 5—6 чел.). Это позволит существенно сократить
время на повторение, так как в группе обязательно найдется
студент, который без обращения к учебникам и текстам лекций
хорошо помнит основное содержание вопроса, остальные же
участники группы один за другим вспоминают конкретные
нюансы рассматриваемой проблемы.