19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Субъект финансового права — лицо, обладающее правосубъект-
ностью, т. е. потенциально способное быть участником финансо-
вых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми
правами и обязанностями. А субъект финансового правоотноше-
ния — это реальный участник конкретных правоотношений.
Особенность круга субъектов финансового права состоит в том,
что в него входят все три основные группы, на которые под-
разделяются субъекты российского права: а) государство и его
территориальные подразделения, т. е. Российская Федерация,
субъекты РФ и муниципальные образования; б) коллективные
субъекты — органы государственной власти и местного самоуп-
равления, предприятия, организации, учреждения; в) индиви-
дуальные субъекты (физические лица) — граждане РФ, иност-
ранные граждане и лица без гражданства.
Счетная палата РФ — постоянно действующий орган государ-
ственного финансового контроля, образованный Федеральным
Собранием РФ и подотчетный ему. В рамках задач, определен-
ных законодательством, Счетная палата обладает организацион-
Словарь-справочник основных понятий и терминов 453
ной и функциональной независимостью. Ее деятельность на-
правлена на проведение контрольно-аналитических мер в отно-
шении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных госу-
дарственных расходов. Объектом контроля выступают средства
федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов,
федеральная собственность, состояние государственного внут-
реннего и внешнего долга РФ, деятельность Центрального банка
РФ, других банков в части обслуживания ими федерального бюд-
жета; деятельность Центрального банка РФ по обслуживанию
государственного долга РФ (см. Федеральный закон «О Счетной
палате Российской Федерации»). Подобные органы создаются на
уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.
Таможенная пошлина — обязательный платеж федерального
уровня, взимаемый таможенными органами с декларанта при
ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара
с этой территории и являющийся неотъемлемым условием та-
кого ввоза или вывоза. Относится к одному из видов таможен-
ных платежей (ст. 318 ТК РФ). С 1 января 2004 г. регулируется
ТК РФ (разд. III «Таможенные платежи»), Законом РФ «О та-
моженном тарифе», Методическими указаниями о порядке при-
менения таможенными органами положений Таможенного ко-
декса РФ, относящихся к таможенным платежам, приказом ГТК
РФ от 25 декабря 2003 г. о таможенных сборах. Таможенная
пошлина подлежит зачислению в федеральный бюджет. С 1 ян-
варя 2005 г. исключена из состава федеральных налогов и сбо-
ров. В соответствии с БК РФ относится к неналоговым доходам
федерального бюджета.
Транспортный налог — региональный прямой налог с органи-
заций и физических лиц, на которых зарегистрированы автомо-
били, мотоциклы, яхты, самолеты и прочие транспортные сред-
ства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии
с НК РФ (ст. 358). С 1 января 2003 г. регулируется гл. 28 НК
РФ. Вводится в действие законами субъектов РФ, законодатель-
ные органы которых определяют ставку налога в пределах, уста-
новленных НК РФ (ст. 362), порядок и сроки его уплаты и
форму отчетности, льготы и основания для их использования.
Ставки устанавливаются в рублях с каждой лошадиной силы
мощности двигателя, а с транспортных средств, не имеющих дви-
гателей — с единицы транспортного средства.
454 Словарь-справочник основных понятий и терминов
У
Управление государственным внутренним и муниципальным
долгом — совокупность финансово-правовых мероприятий, осу-
ществляемых уполномоченным государственным (муниципаль-
ным) органом по обеспечению единства планирования и учета
всех операций по привлечению, размещению, обслуживанию и
своевременному погашению государственных и муниципальных
долговых обязательств. Управление государственным долгом РФ
осуществляется Правительством РФ, государственным долгом
субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ,
муниципальным долгом — уполномоченным органом местного
самоуправления* (ст. 101 Б К РФ). В России действует единая
система управления государственным долгом (постановление
Правительства РФ от 4 марта 1997 г. «О единой системе управ-
ления государственным долгом Российской Федерации»).
Упрощенная система налогообложения — один из видов спе-
циальных налоговых режимов, применяемых некоторыми орга-
низациями и индивидуальными предпринимателями (с эконо-
мическими ограничениями по видам деятельности, размеру
выручки, стоимости амортизируемого имущества, численности
работающих и т. п.