19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Он составляет бюджетную рос-
пись, определяет лимиты бюджетных обязательств по подведом-
ственным получателям, утверждает сметы доходов и расходов
последних и контролирует использование ими бюджетных
средств (ст. 159, 160 БК РФ).
Расходные обязательства — обусловленные законом, иным
нормативным правовым актом, договором обязанности Россий-
ской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования
предоставить физическим или юридическим лицам, органам
государственной власти и местного самоуправления, субъектам
международного права средства соответствующего бюджета (ст. 6
БК РФ).
Расходы государственного и местного бюджета — суммы де-
нежных средств, сосредоточенных в конкретных бюджетах и ис-
пользуемых в целях реализации задач и функций соответствую-
щего государственного или муниципального образования.
Словарь-справочник основных понятий и терминов 449
В Федеральном законе «О бюджетной классификации Россий-
ской Федерации» выделяются функциональная, экономическая,
ведомственная и другие классификации бюджетных расходов.
Разграничиваются между бюджетами разных уровней соответ-
ственно предметам ведения Российской Федерации, субъектов
РФ, муниципальных образований/подведомственности органи-
заций и значения финансируемых мероприятий, учреждений.
Ревизия — основной метод финансового контроля, наиболее
глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной де-
ятельности организаций с целью проверки ее законности и це-
лесообразности. Ревизии подразделяются на несколько видов:
плановые и внезапные, документальные и фактические, полные
(сплошные) и выборочные (частичные) и др. Ревизия оформля-
ется актом ревизии.
Реструктуризация государственного и муниципального долга —
основанное на соглашении прекращение долговых обязательств,
составляющих государственный или муниципальный долг, с за-
меной указанных долговых обязательств иными долговыми обя-
зательствами, предусматривающими другие условия обслужива-
ния и погашения обязательств. Реструктуризация долга может
быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) сум-
мы основного долга (ст. 105 БК РФ).
Рефинансирование государственного и муниципального долга —
одна из форм реструктуризации государственного (муниципаль-
ного) долга, состоящая в эмиссии государственных (муници-
пальных) ценных бумаг с целью погашения задолженности по
ранее выпущенным государственным (муниципальным) цен-
ным бумагам.
с :
Сберегательное дело — система правоотношений между бан-
ковскими кредитными организациями, с одной стороны, и юри-
дическими и физическими лицами, с другой, по поводу привле-
чения на добровольной основе свободных денежных средств
последних во вклады на условиях срочности и возмездности.
Указанные средства размещаются банками от своего имени и за
свой счет в целях получения прибыли в порядке, установленном
Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»,
гл. 44 ГК РФ.
Сборы — как составная часть системы налогов и сборов РФ —
обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических
450 Словарь-справочник основных понятий и терминов
лиц, уплата которых является одним из условий совершения в
интересах плательщиков сборов государственными органами,
органами местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически значимых дей-
ствий, включая предоставление определенных прав и выдачу
разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ). Как и налоги, сборы
зачисляются в бюджеты разных уровней.
Смета бюджетного учреждения (смета доходов и расходов) —
финансово-плановый акт, утвержденный в порядке и форме,
установленными правовыми нормами, в котором определяются
поступающие в распоряжение учреждения в течение календар-
ного года средства для текущей деятельности и развития с ука-
занием источников доходов и целевого направления средств.
В смете должны быть отражены все доходы бюджетного уч-
реждения, получаемые как из бюджетной системы, так и от осу-
ществления предпринимательской деятельности, в том числе
доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые
от использования государственной или муниципальной соб-
ственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на
праве оперативного управления и иной деятельности (ст. 161,
221 БК РФ).
Сметно-бюджетное финансирование — порядок выделения
средств на основе смет (см.) бюджетным учреждениям из бюд-
жетной системы для осуществления расходов, связанных с их
основной деятельностью и развитием, на принципах безвоз-
вратности и безвозмездности (как правило), целевого и эффек-
тивного использования, соблюдения финансовой дисциплины,
осуществления финансирования по мере выполнения работ (ус-
луг) и с учетом использования ранее отпущенных ассигнова-
ний.