19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Муници-
пальные (местные) доходы поступают соответственно в муници-
пальные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные
фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных
или муниципальных предприятий. В Российской Федерации дей-
ствует единая система государственных и муниципальных дохо-
дов. Они подразделяются на налоговые и неналоговые, обяза-
тельные и добровольные платежи, централизованные (доходы,
сосредоточенные в бюджетах и внебюджетных государственных
фондах) и децентрализованные (доходы, остающиеся в распоря-
жении государственных и муниципальных предприятий).
Государственные и муниципальные расходы — суммы затрат
государства и муниципальных образований, произведенных ими
в целях выполнения своих функций и задач. Это понятие имеет
также организационный и юридический аспекты, выступая в
качестве составной части финансовой деятельности государства
и муниципальных образований, а именно деятельности по
использованию денежных средств. Они подразделяются на госу-
дарственные и муниципальные, а также на, централизованные, осу-
ществляемые за счет бюджета и государственных (муниципаль-
ных) внебюджетных фондов, и децентрализованные, осуществ-
ляемые государственными и муниципальными организациями
430 Словарь-справочник основных понятий и терминов
за счет тех средств, которые получены ими самими в результате
своей деятельности и остаются в их распоряжении. Расходы
классифицируются и по функциональному признаку согласно
Федеральному закону «О бюджетной классификации Российс-
кой Федерации».
Государственный и муниципальный долг в соответствии с Б К
РФ (ст. 6) — это обязательства, возникающие из государствен-
ных или муниципальных займов (заимствований), принятых на
себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципаль-
ным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц,
другие обязательства, а также принятые на себя Российской
Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием
обязательства третьих лиц. При этом внешний долг — это обяза-
тельства, возникающие в иностранной валюте, а внутренний —
обязательства, возникающие в валюте РФ. БК РФ обособлен-
но выделяет и закрепляет понятия государственного долга РФ
(ст. 97), государственного долга субъекта РФ (ст. 99) и муници-
пального долга (ст. 100). Госдолг РФ полностью и без условий
обеспечивается всем находящимся в федеральной собственно-
сти имуществом, составляющим государственную казну, гос-
долг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта
РФ, составляющим казну субъекта РФ, а муниципальный
долг— всем муниципальным имуществом, составляющим му-
ниципальную казну.
Государственный и муниципальный кредит — урегулированные
правовыми нормами отношения по аккумуляции государством
и муниципальными образованиями свободных денежных,
средств юридических и физических лиц и иных субъектов на
принципах добровольности, срочности, возмездности и возврат-
ности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования
денежного обращения.
д
Денежная система — это форма организации денежного об-
ращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в каче-
стве средства обращения и платежа в государстве, сложившая-
ся исторически и закрепленная законодательно. Денежная си-
стема любой страны состоит из ряда элементов: денежной
единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и
их обращения; государственного аппарата, осуществляющего
регулирование денежного обращения. Организация и функци-
онирование денежной системы относится к числу факторов
Словарь-справочник основных понятий и терминов 431
первоочередного значения для экономики страны и жизне-
обеспечения государства. Денежная система государства отра-
жает состояние его экономики. Источником правового регули-
рования российской денежной системы являются Конститу-
ция РФ (п. «ж» ст. 71), федеральные законы «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и
банковской деятельности».
Денежная эмиссия — это процесс выпуска денежных знаков в
обращение. Осуществляется исключительно Банком России. Кон-
ституция. РФ (ч. 1 ст. 75) содержит положение о недопустимости в
Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других де-
нег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обра-
щение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической мо-
неты, которые являются безусловными обязательствами Банка
России и обеспечиваются всеми его активами. На Банк России
возлагается ответственность за покупюрный состав наличных де-
нег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения
расчетов наличными деньгами на территории РФ.