19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Источниками
их формирования являются обязательные платежи (налоги,
страховые взносы), добровольные взносы, а в случаях, прямо
предусмотренных законом, — ассигнования.из бюджета и пр.
Могут быть классифицированы по различным основаниям: тер-
риториальному уровню функционирования; относимости к го-
сударственному или местному бюджету (бюджетные и внебюд-
жетные); форме собственности; целевому назначению; органам,
их создающим и (или) осуществляющим контроль за их дея-
тельностью, и т. д. Источники правового регулирования: Кон-
ституция РФ, БК РФ, федеральные законы «Об общих принци-
пах организации местного самоуправления в Российской Феде-
рации», «О финансовых основах местного самоуправления в
Российской Федерации» (с 1 января 2006 г. названные законы
утрачивают силу в связи с вступлением в силу Федерального
закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»). Кроме
того, действуют положения о конкретных внебюджетных фон-
дах.
Внебюджетные средства бюджетных учреждений — денежные
средства, получаемые этими учреждениями помимо ассигнова-
428 Словарь-справочник основных понятий и терминов
ний, выделяемых им из государственного или местного бюдже-
та. БК РФ, называя их средствами, полученными за счет внебюд-
жетных источников (п. 6 ст. 161), применяет и более подробное
наименование — доходы бюджетного учреждения, получаемые от
осуществления предпринимательской и иной деятельности, прино-
сящей доход (п. 2 ст. 42). При этом особо указывается, что на-
званные доходы бюджетного учреждения в полном объеме не
только учитываются в смете доходов и расходов бюджетного уч-
реждения (см.), но и отражаются в доходах соответствующего
бюджета как доходы от использования имущества, находяще-
гося в государственной или муниципальной собственности,
либо как доходы от оказания платных услуг.
Водный налог — вводится на территории РФ с 1 января
2005 г., регулируется главой 252 НК РФ. Заменяет плату за
пользование водными объектами, в соответствии со ст. 13 НК
РФ включен в состав федеральных налогов.
Временная финансовая администрация — федеральный орган
исполнительной власти, создаваемый по ходатайству Прави-
тельства РФ перед Высшим Арбитражным Судом РФ в случае
неисполнения субъектами РФ своих бюджетных обязательств.
Аналогично создаются временные финансовые администрации
как органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении
бюджетов муниципальных образований (гл. 191 БК РФ).
Главный распорядитель бюджетных средств — орган государ-
ственной власти, местного самоуправления, бюджетное учреж-
дение (определенные ведомственной классификацией расходов
бюджета), которые имеют право распределения средств соот-
ветствующего бюджета по подведомственным распределителям
и получателям. К ним относятся министерства, другие органы
исполнительной власти, наиболее значимые бюджетные учреж-
дения науки, образования и др. Главный распорядитель бюд-
жетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет
лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распо-
рядителям и получателям, утверждает сметы доходов и расходов
подведомственных бюджетных учреждений, осуществляет конт-
роль за их использованием (ст. 158, 160 БК РФ).
Государственная пошлина — обязательный федеральный не-
налоговый платеж, установленный Законом РФ «О государ-
ственной пошлине», взимаемый с юридических и физических
Словарь-справочник основных понятий и терминов 429
лиц за совершение юридически значимых действий либо выда-
чу документов уполномоченными на то органами или должно-
стными лицами (см. ст. 1 федерального закона от 31 декабря
1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Россий-
ской Федерации «О государственной пошлине»).
Государственные и муниципальные доходы — часть националь-
ного дохода страны, обращаемая в процессе его распределения
и перераспределения через различные виды денежных поступ-
лений в собственность и распоряжение, государства с целью
создания финансовой базы, необходимой для выполнения его
задач по осуществлению социально-экономической политики,
обеспечению обороны и безопасности страны, а также для фун-
кционирования государственных органов. Муниципальное (ме-
стные) доходы также представляют часть национального дохода
и служат созданию финансовой основы местного самоуправле-
ния, используются для решения вопросов местного значения,
исходя из интересов населения соответствующей территории.
Государственные доходы зачисляются в различные государ-
ственные денежные фонды: федеральный и региональные бюд-
жеты, внебюджетные целевые государственные фонды.