19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Иностранная валюта — это: а) денежные знаки в виде банк-
нот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении
и являющиеся законным средством наличного платежа на тер-
ритории соответствующего иностранного государства (группы
иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из
обращения, но подлежащие обмену; б) средства на банковских
счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных
государств и международных денежных или расчетных единицах.
Юридическое закрепление получило и понятие внутренних и
внешних ценных бумаг. К указанным бумагам относятся эмисси-
онные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана
в валюте России и выпуск зарегистрирован в Российской ФеДе-
рации, а также иные ценные бумаги < удостоверяющие права на
получение валюты России, выпущенные на ее территории, Под
406 Учебник: Краткий курс. Особенная часть
внешними ценными бумагами понимаются ценные бумаги, в том
числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответ-
ствии с нормами Федерального закона «О валютном регулиро-
вании и валютном контроле» к внутренним ценным бумагам.
Закон 2003 г., в отличие от Закона 1992 г., не закрепляет
такого понятия, как свободно конвертируемая валюта. Между
тем в литературе и других правовых актах это понятие часто
встречается. Указанная разновидность иностранной валюты
представляет собой валюту, которая без ограничений обмени-
вается на валюту другого иностранного государства при осуще-
ствлении текущих валютных операций.
Понятие иностранной валюты следует отличать от более
широкого понятия валютных ценностей (они соотносятся как
часть и целое). Валютные ценности в правовом аспекте опреде-
ляются тем, что: во-первых, это иностранная валюта; во-вто-
рых, номинальная стоимость их выражена в любой валюте, кро-
ме российской. В отличие от ранее действовавшего Закона
1992 г., новый Закон не относит к валютным ценностям драго-
ценные металлы и природные драгоценные камни. Порядок и усло-
вия функционирования рынка драгоценных металлов и драго-
ценных камней на территории РФ регулируются Федеральным
законом от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драго-
ценных камнях»1.
В связи с функционированием валюты осуществляются ва-
лютные операции. В основу классификации валютных опера-
ций законодателем положен признак резидентства. К валютным
операциям законодатель относит: 1) приобретение резидентом у
резидента и отчуждение, а также использование валютных цен-
ностей в качестве средства платежа; 2) приобретение резиден-
том у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчужде-
ние, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и
внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; 3) при-
обретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение, а также
использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних
ценных бумаг в качестве средства платежа; 4) ввоз на таможен-
ную территорию России и вывоз с ее таможенной территории
валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и вне-
шних ценных бумаг со счета, открытого за пределами террито-
1 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463; 2003. № 2. Ст. 167.
Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 407
рии РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и
со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица,
открытый за пределами территории РФ; 6) перевод нерезиден-
том валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета
(с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел
счета) того же лица, открытый на территории РФ.
• Все указанные операции осуществляют физические и юри-
дические лица, имеющие статус резидента либо нерезидента,
который также определяется Федеральным законом «О валют-
ном регулировании и валютном контроле» (ст. 1).
Валютные операции на территории России вправе осуществ-
лять лишь уполномоченные банки. В отличие от Закона РФ
1992 г., предусматривавшего деление валютных операций на
текущие и операции, связанные с движением капитала, в новом
Законе деление по такому принципу не предусмотрено.
Для целей контроля определен перечень операций, на про-
ведение которых могут быть наложены какие-либо ограниче-
ния. Этот перечень является закрытым, и указанные в нем опе-
рации делятся на две группы в зависимости от того, какой орган
осуществляет их регулирование — Правительство РФ или Цен-
тральный банк РФ. Так, в соответствии с новым Законом Пра-
вительство РФ осуществляет регулирование, в основном, по-
средством введения ограничений в виде резервирования опре-
деленных сумм. Например, при регулировании операций,
связанных с расчетами и переводами между резидентами и не-
резидентами при экспорте определенных товаров, Правитель-
ство РФ вправе применить такой способ регулирования, как >>с-
тановление требования о резервировании резидентом в день исте-
чения 3-летнего срока определенной суммы денежных средств на
срок до исполнения нерезидентом обязательств по оплате (но не
более 2 лет).
Банк России, в отличие от Правительства РФ, имеет право
не только устанавливать требование о резервировании опреде-
ленных сумм, но и в случаях, прямо предусмотренных Законом,
требование об использовании специального счета.
§ 2. Понятие и содержание валютного регулирования
В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное
регулирование отнесено к исключительной компетенции Россий-
ской Федерации. Таким образом, именно Федерация вправе ус-
танавливать задачи, функции, объекты валютного регулирова-
408 Учебник: Краткий курс. Особенная часть
ния, а также определять органы валютного регулирования и
валютного контроля. , ,
Цереход России к рыночным отношениям способствовал
ликвидации валютной монополии Российского государства и
либерализации валютных отношений. Однако, учитывая непос-
редственную связь указанных отношений с экономическим су-
веренитетом Российского государства, оно, отказавшись от же-
стких командных методов управления в этой сфере, оставило за
собой функции по регулированию и контролю. Регулирование
являемся ведущей функцией управленческого процесса. Оно
осуществляется путем: 1) установления на нормативном уровне
для всех субъектов и объектов управленческих отношений наи-
более общих правил-программ; 2) внесения в них изменений и
дополнений в соответствии с изменившимися обстоятельствами
в сфере управления; 3) контроля за исполнением управленче-
ских решений и применением мер по устранению выявленных
нарушений. Таким образом, валютное регулирование выражает-
ся в деятельности государства по регламентированию порядка
совершения валютных операций и международных расчетов.
Валютное правовое регулирование осуществляется как на
нормативном, так и индивидуальном уровнях;, Первое (норма-
тивное) заключается в упорядочивании общественных отноше-
ний, так или иначе связанных с валютой и операциями с ней
(обращением, вывозом, использованием в сфере международ-
ных расчетов и т. п.), посредством принятия норм права. Второе
(индивидуально-правовое регулирование) выражается в упоря-
дочивании посредством применения норм права в отношениях,
обусловленных конкретными жизненными ситуациями и воз-
никающих между конкретными субъектами.
Валютные отношения регулируются нормами, относящими-
ся к различным отраслям права, в том числе финансовому, а
также гражданскому, административному, международному,
исходя из конституционных норм. При этом финансово-право-
вые нормы в регулировании валютных отношений сохраняют
приоритетное значение.
Основы организации и осуществления валютного регулирова-
ния закреплены Федеральным законом «О валютном регулирова-
нии и валютном контроле», гл. 2 которого так и называется —
«Валютное регулирование». Помимо указанного нормативного
акта> валютные правоотношения в этой сфере регламентируют-
ся многочисленными законами и подзаконными нормативны-
Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 409
ми актами. Особое значение среди них принадлежит ведом-
ственным правовым актам общего значения, в том числе актам
Банка России, Минфина России и др. В пределах своей компе-
тенции валютное регулирование осуществляют органы валютно-
го регулирования, которыми являются Правительство РФ и Цен-
тральный банк РФ.
Законом предусмотрено, что если порядок осуществления
валютных операций и использования счетов (включая трёббва-
ние об использовании специального счета) органами валютного
регулирования не установлен, то валютные операции осуществ-
ляются, счета открываются и операции по счетам проводятся
без ограничений.