19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Практикуется также срочный вклад с ежемесячной вы-

платой доходов. При нем устанавливается минимальная сумма, которая

может служить вкладом, и проценты на вклад начисляются ежемесячно.

При этом производится капитализация доходов — начисленные проценты

причисляются к сумме вклада и в следующем месяце проценты начис-

ляются от этой общей суммы.

Используются Сберегательным банком сберегательные и депо-

зитные сертификаты. Сберегательные сертификаты являются обяза-

тельствами банка по выплате размещенных в нем депозитов и доходов

по ним держателем — физическим лицом. Депозитные сертификаты -

аналогичные обязательства по отношению к вкладчикам — юридическим

лицам. Право требования по ним может передаваться одними юридиче-

скими лицами другим юридическим лицам. Это правоотношение имену-

ется цессия192. Цессия может быть осуществлена бенефициаром193 (дер-

жателем-вкладчиком юридическим лицом) только в отношении юриди-

190 Там же, ст. 38,39.

191 От лат. — вещь, отданная на хранение.

192 От лат. — уступка.

193 От лат. — благодеяние.

194

ческих лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Размер доходов по сертификатам устанавливается кредитно-

инвестиционным комитетом Сберегательного банка. Существуют и дру-

гие виды вкладов и услуг, предоставляемых кредитными учреждениями,

и, в частности. Сберегательным банком.

Органы управления Сберегательным банком. Высший орган –

общее собрание акционеров банка, в его компетенцию входит изменение

Устава и уставного капитала, избрание Совета Банка, утверждение годо-

вых результатов деятельности, определение размеров дивидендов по ак-

циям Банка, создание и ликвидация дочерних банков. Общее собрание

обязательно проводится один раз в год для рассмотрения отчетности,

могут по необходимости проводиться и другие его собрания. Совет ди-

ректоров возглавляет президент Сберегательного банка, который имеет

право без доверенности осуществлять действия от имени банка. Совет

директоров формируется из числа акционеров банка и осуществляет ру-

ководство всей его деятельностью. Система учреждений Сбербанка со-

стоит, помимо названных органов и аппарата банка, из 78 территориаль-

ных банков, каждый из которых объединяет более 30 отделений банка.

Для последних лет характерны массовые нарушения Сберегатель-

ным банком условий договоров с вкладчиками, когда привлекая их сред-

ства высокими процентами по конкретным видам договоров, Сбербанк

затем снижает эти проценты. Подобные действия не правомерны, и ин-

тересы вкладчиков успешно могут быть защищены судебными исками.

В ряде регионов имеется подобная судебная практика, причем на Сбер-

банк при решении дел в пользу вкладчиков возлагается уплата судебных

издержек.

Правовое регулирование банковской тайны осуществляется на

основе федерального закона «О банках и банковской деятельности в

РФ». Любая кредитная организация должна гарантировать тайну вкла-

дов, счетов и операций ее клиентов и корреспондентов. При этом закон

определяет: «Справки по операциям и счетам юридических лиц и граж-

дан осуществляющих предпринимательскую деятельность без образова-

ния юридического лица выдаются кредитной организацией им самим,

судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Фе-

дерации, органам государственной налоговой службы, таможенным ор-

ганам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законода-

тельными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора

- органам предварительного следствия по делам, находящимся в их про-

изводстве»194.

В соответствии с уже упоминавшемся выше законом «О противо-

действии легализации доходов, полученных преступным путем»

07.08.2001 текст нормы закона «О банках и банковской деятельности»,

регулирующий банковскую тайну был существенно изменен и дополнен.

194 СЗ РФ, 1996, № 6, ст. 492, ст. 26.

195

Так было установлено: «Информация по операциям юридических лиц,

граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без об-

разования юридического лица, и физических лиц предоставляется кре-

дитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий

меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, получен-

ный преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые преду-

смотрены Федеральным законом «О противодействии легализации (от-

мыванию) доходов, полученных преступным путем» (ФЗ от 07.08.2001

№ 121 – ФЗ).

Следующее существенное дополнение последовало после приня-

тия Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в неко-

торые законодательные акты Российской Федерации, признании утра-

тившими силу отдельных законодательных актов Российской Федера-

ции, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внут-

ренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и

психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой

полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государ-

ственного управления» 30.06.2003 г.