19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




В систему входят: центральный

аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, по-

левые учреждения, вычислительные центры, а также подразделения

безопасности.

Действующие в республиках — субъектах Российской Федерации,

так называемые, национальные банки не имеют особого статуса и по

существу таковыми не являются, так как представляют собой обычные

территориальные учреждения Банка России. Все территориальные уч-

реждения не являются юридическими лицами, не имеют права принятия

решений нормативного характера, без санкции Совета директоров они

не могут выдавать гарантии, поручительства, вексельные и другие обя-

зательства. Полевые учреждения предназначены для банковского об-

служивания воинских частей и других государственных органов, обес-

печивающих безопасность государства. Они же обслуживают население,

проживающее на территориях объектов, обслуживаемых полевыми уч-

реждениями, когда создание территориальных учреждений невозмож-

но175.

Соотношение задач, функций и компетенций национального бан-

ковского совета и Совета директоров Банка России очевидно свидетель-

ствует о том, что Совет директоров Банка России подобен Националь-

ному банковскому совету и в связи с этим и Президент и Правительство

Российской Федерации, в соответствии с законом 10 июля 2002 года,

возникли достаточно серьезные дополнительные возможности воздейст-

вия на кредитно-денежную политику.

Во взаимодействии с Правительством РФ банк разрабатывает и

проводит единую государственную денежно-кредитную политику, цель

которой — выполнение названных выше главных задач: обеспечить ус-

тойчивость национальной валюты и развитие кредитно-банковской сис-

темы страны.

Банк России – кредитор последней инстанции. Он организует сис-

тему кредитования банков, в том числе учет и переучет векселей. Он ус-

танавливает своими нормативными актами «правила расчетов и правила

проведения банковской операции бухгалтерского учета и отчетности для

банковской системы, осуществляет государственную регистрацию кре-

дитных организаций, выдает и отзывает лицензии, дающие право зани-

маться банковской и аудиторской деятельностью, регистрирует эмиссию

ценных бумаг кредитными организациями и осуществляет надзор за за-

конностью их деятельности.

Кроме того, Банк России осуществляет валютное регулирование,

включая операции по покупке и продаже иностранной валюты и валют-

ных ценностей, определяет порядок проведения расчетов с иностранны-

ми государствами, самостоятельно или через уполномоченные банки

175 Там же, ст.83-86.

184

проводит мероприятия по валютному контролю, а также выполняет дру-

гие функции в соответствии с федеральным законодательством.

Важно подчеркнуть, что, выступая в качестве органа управления,

Банк не контролирует непосредственно деятельность хозяйствующих

субъектов, как это было свойственно Государственному банку СССР в

советское время, действовавшему в условиях государственной монопо-

лии банковского дела, которая представляла, по словам В.И. Ленина,

«нечто вроде скелета социалистического общества»176 и препятствовала

какой-либо частнопредпринимательской кредитной деятельности. Банк

России осуществляет только банковское регулирование и надзор за дея-

тельностью кредитных организаций. Цель этой работы — поддержание

стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и

кредиторов. Кроме того, он самостоятельно или по поручению Прави-

тельства РФ проводит все виды банковских операций, необходимые для

решения задач, закрепленных за ним в законодательстве.

В тоже время. Банк России — юридическое лицо, вступающее в

гражданско-правовые отношения с банками, кредитными организациями

и другими юридическими лицами.

Таким образом, правовое положение Банка России своеобразно. С

одной стороны, он наделен большими властными полномочиями в де-

нежно-кредитной сфере, является органом государственного управления

этой системы, с другой — как юридическое лицо, вступающее в граждан-

ско-правовые отношения со своими контрагентами, банк является их

равноправным партнером по данным отношениям, а наличие каких-либо

привилегий и прерогатив точно определено федеральным законодатель-

ством.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а он, в

свою очередь — по обязательствам государства, если они специально не

приняли на себя таких обязательств или если иное не будет определено

особым федеральным законом.

В принципе Банк России не вправе участвовать в капиталах кре-

дитных организаций, однако, исключения из подобного общего правила

возможны, если устанавливаются федеральным законодательством.

Так закон 10 июня 2002 г.