19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Налоговые органы, кроме того

вправе, на основании решений местных исполнительных властей выда-

вать патенты и регистрационные документы гражданам — индивидуаль-

ным предпринимателям.

По выявлении нарушений налоговые органы могут применять фи-

нансовые санкции, т.е. взыскать сумму сокрытой прибыли или дохода и

наложить штраф в размере той же суммы, налагать административные

19

штрафы, в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда, предъяв-

лять в судах общей юрисдикции и арбитражных судах иски о ликвида-

ции предприятия. Последствием подобного иска может быть уголовная

ответственность.

Представляется необходимым подробно изложить содержание

«Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сбо-

рам», утвержденного Постановлением правительства Российской Феде-

рации № 783 от 16 октября 2000 года в виду особого значения данного

ведомства для финансового регулирования в течение последних не-

скольких лет, вплоть до его упразднения Указом Президента Российской

Федерации 9 марта 2004 г. Содержание Положения изложено в редакции

Постановления от 16 октября 20002 года. Следует отметить, что введе-

ние в действие данного постановления определило утратившими силу

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября

1996 г. № 1132 «О Федеральной службе России по обеспечению госу-

дарственной монополии на алкогольную продукцию» (СЗ РФ 1996, №

40. ст. 4658) и Постановление Правительства Российской Федерации от

8 сентября 1997 г., № 1149 «Вопросы Федеральной службы России по

обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию»

(СЗ РФ 1997, №37 ст. 4305).

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам пред-

ставляло собой федеральный орган исполнительной власти, осуществ-

лявший контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах,

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты нало-

гов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками,

участвовавший в выработке налоговой политики и осуществлявший ее с

целью обеспечение своевременного поступления в бюджеты всех уров-

ней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов,

сборов и других обязательных платежей, государственный контроль и

регулирование в области производства и оборота этилового спирта и ал-

когольной продукции, а также осуществлявший в установленном поряд-

ке валютный контроль.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам явля-

лось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его

территориальные органы — управления Министерства Российской Феде-

рации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, меж-

региональные инспекции Министерства Российской Федерации по нало-

гам и сборам, инспекции Министерства Российской Федерации по нало-

гам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного де-

ления, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и

сборам межрайонного уровня (далее именуются — налоговые органы) со-

ставляли единую централизованную систему налоговых органов.

20

Основные задачи Министерства Российской Федерации по нало-

гам и сборам были определены в законе следующим образом:

1) контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах,

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты нало-

гов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюд-

жет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законо-

дательством Российской Федерации;

2) участие в разработке и осуществлении налоговой политики с

целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий

бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и

других обязательных платежей в полном объеме;

3) осуществление валютного контроля в соответствии с законода-

тельством Российской Федерации о валютном регулировании и валют-

ном контроле в пределах компетенции налоговых органов;

4) осуществление государственного контроля производства и обо-

рота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья (далее име-

нуется — этиловый спирт), спиртосодержащей, алкогольной и табачной

продукции;

5) осуществление в установленном порядке государственной реги-

страции юридических лиц.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в соот-

ветствии с возложенными на него задачами осуществляло следующие

функции:

1) проводило работу по взиманию законно установленных нало-

гов, сборов и других обязательных платежей, в том числе в пределах

своей компетенции разрабатывает и утверждает обязательные для нало-

гоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых ор-

ганах, расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов,

связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также устанав-

ливает порядок их заполнения;

2) осуществляло в пределах своей компетенции контроль за со-

блюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в со-

ответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчис-

ления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других

обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные

внебюджетные фонды;

3) вело в установленном порядке учет налогоплательщиков;

4) проводило разъяснительную работу в отношении применения

законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с

ним нормативных правовых актов, бесплатно информирует налогопла-

тельщиков о действующих налогах и сборах, предоставляет налогопла-

тельщикам формы установленной отчетности, разъясняет порядок их за-

полнения, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов и обеспечива-

ет налогоплательщиков иной необходимой информацией;

21

5) обеспечивало в установленном порядке возврат или зачет из-

лишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а

также пеней и штрафов;

6) подготавливало в пределах своей компетенции предложения по

совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых по-

ступлений, развитию налогового законодательства в Российской Феде-

рации, валютного законодательства и законодательства в области произ-

водства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и

табачной продукции, а также законодательства о государственной реги-

страции юридических лиц;

7) обобщало практику применения законодательства о налогах и

сборах, анализирует отчетные и статистические данные, результаты на-

логовых проверок и разрабатывает на их основе в пределах своей компе-

тенции приказы, инструкции, методические указания и другие докумен-

ты по применению законодательства Российской Федерации о налогах и

сборах;

8) применяло установленные законодательством Российской Фе-

дерации санкции в случае нарушения законодательства о налогах и сбо-

рах;

9) проводило совместно с правоохранительными и контролирую-

щими органами мероприятия по контролю за соблюдением законода-

тельства о налогах и сборах;

10) участвовало в переговорах о заключении межправительствен-

ных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и

имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений;

11) участвовало в разработке проектов федерального бюджета и

бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий

год;

12) осуществляло в установленном порядке регистрацию кон-

трольно-кассовых машин, используемых в организациях в соответствии

с законодательством Российской Федерации;

13) осуществляло контроль за соблюдением правил использования

контрольно-кассовых машин, полнотой учета выручки денежных

средств в организациях, обязанных использовать контрольно-кассовые

машины в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14) обеспечивало в пределах своей компетенции валютный кон-

троль за соответствием проводимых валютных операций законодатель-

ству Российской Федерации, за исключением валютных операций кре-

дитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и

разрешений;

15) осуществляло в установленном порядке лицензирование дея-

тельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодер-

жащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивает контроль за

соблюдением условий указанной деятельности;

22

16) составляло и ведет в установленном порядке государственный

сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицен-

зий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, ал-

когольной и табачной продукции, а также ведет государственный реестр

организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для

розничной торговли;

17) осуществляло контроль за соблюдением порядка декларирова-

ния в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодер-

жащей и алкогольной продукции;

18) осуществляло государственный контроль за распределением

квот на закупку этилового спирта, устанавливаемых Правительством

Российской Федерации, и их использованием, принимает участие в раз-

работке годовых балансов производства и потребления этилового спир-

та;

19) осуществляло контроль за объемами производства, разлива,

хранения и реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алко-

гольной продукции, за соблюдением технологии производства указан-

ной продукции;

20) участвовало в разработке государственных стандартов, техни-

ческих условий, норм и правил в области контроля за производством и

оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продук-

ции;

21) проводило экспертизу и обследование организаций для опре-

деления соответствия требованиям, предъявляемым к производству и

обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продук-

ции;

22) участвовало в разработке минимальных отпускных, оптовых и

розничных цен на алкогольную продукцию, установлении ставок акци-

зов на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию;

23) анализировало отчетные и статистические данные, результаты

проверок на местах, информацию и сведения, получаемые от федераль-

ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации и организаций, и на их основе разра-

батывает мероприятия по обеспечению государственного контроля за

производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алко-

гольной продукции;

24) обеспечивало установку и пломбирование в организациях,

производящих этиловый спирт, контрольных спиртоизмеряющих при-

боров, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, — кон-

трольных приборов учета объемов этой продукции и осуществляет кон-

троль за ремонтом и заменой указанных приборов;

25) выступало в установленном порядке государственным заказ-

чиком по разработке нормативно — технической документации по вопро-

сам учета и контроля производства, разлива, хранения и оптовой прода-

жи спиртосодержащей и алкогольной продукции;

23

26) представляло в установленном порядке в пределах своей ком-

петенции в соответствующие федеральные органы исполнительной вла-

сти, правоохранительные и контролирующие органы, их территориаль-

ные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Фе-

дерации информацию о выявленных нарушениях;

27) налагало штрафы на организации и физических лиц, виновных

в нарушении законодательства Российской Федерации о применении

контрольно — кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с

населением, а также штрафы за несоблюдение условий работы с денеж-

ной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской

Федерации организациями и физическими лицами, осуществляющими

предпринимательскую деятельность без образования юридического ли-

ца;

28) осуществляло в установленном порядке государственную ре-

гистрацию юридических лиц посредством внесения в государственный

реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических

лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с зако-

нодательством Российской Федерации;

29) вело в установленном порядке Единый государственный реестр

юридических лиц;

30) осуществляло в пределах своей компетенции контроль за соблю-

дением законодательства Российской Федерации в области государствен-

ной регистрации юридических лиц;

31) организовывало в пределах своей компетенции выполнение ме-

роприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соот-

ветствии с законодательством Российской Федерации;

32) обеспечивало в соответствии с законодательством Российской

Федерации меры по созданию информационных систем, автоматизирован-

ных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации ра-

боты налоговых органов;

33) осуществляло иные функции, предусмотренные федеральными

законами и другими нормативными правовыми актами.

Осуществляя свои функции, министерство реализовывало следую-

щие принадлежащие ему права:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента докумен-

ты (по установленным формам), являющиеся основанием для исчисления и

уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также пояснения и

документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность

уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов;

2) проводить в установленном порядке налоговые проверки;

3) производить при проведении налоговых проверок у налогопла-

тельщика или налогового агента выемку документов, свидетельствующих о

совершении налоговых правонарушений, если есть достаточные основания

полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или

заменены;

24

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые

органы налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента

для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им

налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях,

связанных с исполнением им законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать в установленном порядке операции по счетам

в банках налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых аген-

тов и налагать арест на их имущество;

6) обследовать любые используемые налогоплательщиком для из-

влечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообло-

жения независимо от места их нахождения производственные, склад-

ские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентари-

зацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

7) определять суммы налогов, сборов и других обязательных пла-

тежей, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет и государ-

ственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имею-

щейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных ана-

логичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика до-

пустить должностных лиц налогового органа к обследованию производ-

ственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, ис-

пользуемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связан-

ных с содержанием объектов налогообложения, а также в случае не-

представления в течение более двух месяцев налоговому органу необхо-

димых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и рас-

ходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушени-

ем установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить на-

логи и сборы;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их пред-

ставителей устранения выявленных нарушений законодательства о на-

логах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать в установленном порядке недоимки по налогам,

сборам и пени;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических

лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение

платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и на-

логовых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых

органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сбо-

ров и налоговых агентов сумм налогов и пеней;

12) привлекать в установленном порядке для проведения налого-

вого контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть из-

вестны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения

налогового контроля;

25

14) представлять ходатайства об аннулировании или о приоста-

новлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицен-

зий на осуществление определенных видов деятельности, приостанавли-

вать в пределах своей компетенции действие лицензий на производство

и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной

продукции или обращаться в суд с заявлением об аннулировании ука-

занных лицензий;

15) создавать в установленном порядке налоговые посты;

16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды

иски в случаях, установленных законодательством Российской Федера-

ции;

17) осуществлять в пределах своей компетенции права органов ва-

лютного контроля в соответствии с законодательством Российской Фе-

дерации о валютном регулировании и валютном контроле;

18) взаимодействовать с иными органами валютного контроля при

осуществлении валютного контроля;

19) запрещать или приостанавливать реализацию этилового спир-

та, спиртосодержащей и алкогольной продукции, не соответствующих

требованиям стандартов и нормативов по качеству, безопасности, коли-

честву, упаковке и маркировке;

20) проводить осмотр помещений, занимаемых организациями не-

зависимо от подведомственности и формы собственности, производя-

щими и (или) реализующими этиловый спирт, спиртосодержащую и ал-

когольную продукцию, осуществлять контроль за достоверностью веде-

ния учета этих видов продукции, вскрывать и тарировать контрольные

спиртоизмеряющие приборы, проводить контрольные сливы, оператив-

ные проверки наличия остатков и инвентаризацию этилового спирта,

спиртосодержащей и алкогольной продукции, проверять оформление

товарно-транспортных накладных и по результатам проверок составлять

акты;

21) получать от руководителей и должностных лиц организаций

независимо от подведомственности и формы собственности, произво-

дящих и (или) реализующих этиловый спирт, спиртосодержащую и ал-

когольную продукцию, необходимые документы и пояснения по вопро-

сам, связанным с проверкой;

22) в случаях, установленных законодательством Российской Фе-

дерации, отказывать в государственной регистрации юридических лиц;

23) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Рос-

сийской Федерации и организаций необходимую информацию;

24) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном

порядке территориальные органы и находящиеся в ведении Министер-

ства организации;

25) проводить обследования и проверки работы своих территори-

альных органов на всех уровнях, принимать меры к устранению недос-

26

татков и нарушений, а также заслушивать в случае необходимости отче-

ты руководителей территориальных органов о состоянии контрольной

работы, оказывать методическую и практическую помощь в ее органи-

зации, изучать организацию работы территориальных органов и распро-

странять положительный опыт их работы;

26) отменять решения своих территориальных органов или приос-

танавливать их действие в случае несоответствия этих решений законо-

дательству Российской Федерации, давать обязательные для исполнения

указания территориальным органам;

27) организовывать проведение научно — исследовательских работ

в области налогообложения, взаимодействовать с научно — исследова-

тельскими организациями с целью выработки предложений о проведе-

нии налоговой политики;

28) осуществлять международное сотрудничество в соответствии с

возложенными на Министерство задачами и функциями, изучать опыт

деятельности налоговых органов зарубежных стран и разрабатывать

предложения по его использованию в деятельности налоговых органов;

29) осуществлять в установленном порядке управление передан-

ным ему в оперативное управление государственным имуществом;

30) осуществлять другие права, предусмотренные Налоговым ко-

дексом Российской Федерации, иными федеральными законами, норма-

тивными правовыми актами Президента Российской Федерации и Пра-

вительства Российской Федерации.

Законом РФ от 24 июня 1993 г.