19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Он во мно-

гом схож с перечнями, ранее утверждавшимися Правительством РФ для

каждого внебюджетного фонда.

Не подлежат налогообложению следующие основные выплаты:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с за-

конодательными актами Российской Федерации, субъектов Российской

Федерации, местных органов власти и другие, законодательно установ-

ленные выплаты за счет средств бюджета и внебюджетных фондов;

2) все виды законодательно установленных компенсационных вы-

плат в пределах установленных норм, в том числе:

• в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреж-

дением здоровья;

• бесплатное предоставление жилья, коммунальных услуг, топли-

ва или соответствующего денежного возмещения;

• оплата стоимости или выдача натурального довольствия;

• компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при

увольнении;

• возмещение иных расходов, включая расходы на повышение

профессионального уровня работников;

• расходы на трудоустройство работников, уволенных в связи с

сокращением численности или штата, ликвидацией или реорганизацией

предприятия;

• выплаты, связанные с выполнением работником трудовых обя-

занностей (командировочные расходы, расходы в связи с переездом в

другую местность).

3) единовременная материальная помощь, оказываемая работода-

телем;

4) суммы в иностранной валюте, выплачиваемые работникам, на-

правленным на работу за границу (для государственных организаций,

финансируемых из федерального бюджета, в пределах законодательно

установленных размеров);

5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от про-

изводства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в

течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства при условии, что

ранее хозяйства этой нормой не пользовались;

6) доходы, получаемые членами зарегистрированных в установ-

ленном порядке родовых семейных общин народов Севера;

7) иные выплаты, установленные в Перечне.

173

Перечень видов выплат, на которые не начисляется единый соци-

альный налог, постоянно меняется в связи с происходящими измене-

ниями в социальной и экономической жизни нашего государства.

Порядок начисления и уплаты единого социального налога в ос-

новном совпадает с прежним порядком уплаты страховых взносов.

Начисленные суммы налога перечисляются на счет единого госу-

дарственного органа – федерального казначейства отдельными платеж-

ными поручениями для каждого фонда. Порядок начисления и уплаты

единого социального налога различается по группам налогоплательщи-

ков.

Налогоплательщики – работодатели ежемесячно производят на-

числение авансовых платежей единого социального налога за прошед-

ший отчетный период.

Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели и иные

категории самозанятого населения осуществляют авансовые платежи

единого социального налога на основании налоговых уведомлений три

раза в год.

Уже в 2000 году внебюджетные фонды при нарушении страхова-

телями порядка начисления и уплаты страховых взносов стали приме-

нять финансовые санкции, установленные налоговым законодательст-

вом.

С введением единого социального налога наложение штрафов и

иных взысканий сохранилось и осуществляется в соответствии с глава-

ми 15 и 16 Налогового кодекса.

Основными нарушениями правил уплаты единого социального на-

лога считаются:

• нарушение сроков регистрации в налоговом органе;

• неуплата или неполная уплата сумм налога;

• нарушение правил учета объекта налогообложения;

• непредставление налоговой декларации;

• непредставление сведений, необходимых для налогового кон-

троля.

Налоговые санкции устанавливаются в виде денежных штрафов.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогово-

го правонарушения составляет 3 года. Налоговые органы могут обра-

щаться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести

месяцев со дня обнаружения правонарушения.

174

Правовой режим целевых бюджетных фондов

Необходимо кратко упомянуть о целевых фондах экономического

предназначения, которые представляют собой абсолютно самостоятель-

ную категорию, по существу своему отличную от целевых фондов соци-

ального назначения. Подобные фонды создавались для направленного

финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства,

государственных программ или конкретных регионов.167 При этом целе-

вые бюджетные фонды могут быть образованы, как правило, на феде-

ральном уровне в соответствии с Законом о федеральном бюджете на

предстоящий финансовый год.