19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




По-прежнему освобождены от уплаты единого социального на-

лога так называемые военизированные министерства и ведомства (Ми-

170

нистерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служ-

ба безопасности, Федеральное агентство правительственной связи ин-

формации при Президенте РФ, Министерство юстиции и другие ведом-

ства, где проходят службу военнослужащие) в части денежного доволь-

ствия и других выплат, получаемых военнослужащими.

Федеральные суды и органы прокуратуры также освобождены от

уплаты единого социального налога с денежного содержания судей,

прокуроров и следователей, имеющих специальные звания.

Сохранены льготы для работников-инвалидов, общественных ор-

ганизаций инвалидов и их предприятий. Однако установлены макси-

мальные границы доходов, не подлежащих налогообложению, и уточне-

ны некоторые формы организации и виды деятельности таких предпри-

ятий.

От уплаты единого социального налога освобождаются организа-

ции любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных воз-

награждений, не превышающих 100 000 рублей на каждого работника,

являющегося инвалидом I, II или III группы. Ранее при уплате страховых

взносов действовала та же норма, но без ограничения величины обла-

гаемого дохода. Аналогичные льготы предоставлены налогоплательщи-

кам – индивидуальным предпринимателям, главам крестьянских хо-

зяйств, представителям малочисленных народов Севера и адвокатам.

Указанные налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или

III группы, освобождены от уплаты единого социального налога в части

доходов от их предпринимательской или профессиональной деятельно-

сти, не превышающих 100 000 рублей в год.

От уплаты единого социального налога освобождены в пределах

выплат и иных вознаграждений в размере 100 000 рублей на каждого ра-

ботника такие категории работодателей, чья деятельность связана с ра-

ботой и обслуживанием инвалидов:

• общественные организации инвалидов (и их союзы), среди чле-

нов которых инвалиды и их представители составляют 80%;

• организации, уставной капитал которых полностью состоит из

вкладов общественных организаций инвалидов при условии, что средне-

списочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля их

заработной платы – не менее 25%;

• учреждения, созданные для достижения образовательных, куль-

турных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных,

информационных и иных социальных целей, а также для помощи инва-

лидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственника-

ми имущества которых являются указанные общественные организации

инвалидов (ст. 239 Налогового кодекса).

Предоставленные работодателям, нанимающим или обслуживаю-

щим инвалидов, льготы не распространяются на организации, занимаю-

щиеся производством (торговлей) подакцизных товаров и минерального

171

сырья или другими видами бизнеса в соответствии с Перечнем, утвер-

ждаемым Правительством РФ.

Важная налоговая, но не социальная льгота предоставлена инди-

видуальным предпринимателям и другим категориям самозанятого на-

селения (вторая группа налогоплательщиков) относительно уплаты час-

ти налога в Фонд социального страхования.

Они не уплачивают ту долю налога, которая предусмотрена для

Фонда социального страхования, однако, при этом автоматически ли-

шаются права на получение пособий и других выплат из этого фонда.

Указанные категории налогоплательщиков ранее могли регистри-

роваться в Фонде социального страхования на добровольных началах,

платить положенные страховые взносы и получать социальные выплаты.

Порядок введения единого социального налога такой возможности не

предусматривает.

Объект налогообложения представлен в разрезе отдельных групп

налогоплательщиков, источников выплат и категорий их получателей.

Для работодателей (кроме физических лиц) в объект налогообло-

жения включены: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые рабо-

тодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:

• вознаграждения (кроме вознаграждений индивидуальным пред-

принимателям) по договорам гражданско-правового характера, предме-

том которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по ав-

торским и лицензионным договорам;

• выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные

выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком

трудовым или гражданско-правовым договором.

У работодателей – физических лиц объектом налогообложения

выступают только выплаты в пользу работников.

Объект налогообложения для самозанятого населения оставлен без

изменений и представляет собой доходы от предпринимательской либо

иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с

их извлечением.

Более детально характеризует виды и формы облагаемых единым

социальным налогом выплат – налоговая база.

Для работодателей (кроме физических лиц) она определяется как

сумма всех выплат, являющихся объектом налогообложения и начис-

ленных за налоговый период в пользу работников или третьих (не свя-

занных с работодателем) лиц, и включает:

• выплаты и вознаграждения в денежной форме;

• выплаты и вознаграждения в натуральной форме;

• материальную выгоду.

172

Налоговая база для самозанятого населения представляет собой

сумму доходов в денежном и натуральном выражении, полученных на-

логоплательщиками за налоговый период от индивидуальной или про-

фессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их из-

влечением.

Как и прежде, но уже в рамках Налогового кодекса представлен

Перечень выплат, исключаемых из налогооблагаемой базы.