19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Налог был введен главой 24 части 2 Налогового ко-

декса 1 января 2001 года. В системе Единого социального налога при-

сутствуют элементы накопительной пенсионной системы, 14% налога

подлежит выплате непосредственно сразу нынешним пенсионерам; 8 –

12% составляют социальные взносы на страховую часть трудовой пен-

сии и 2 – 6% предназначен для формирования накопительной части тру-

довой пенсии. Именно последнее вызывает большие споры среди спе-

циалистов, так как чрезвычайно сложно эффективно и надежно размес-

тить такие большие денежные средства (около 1 млрд. долларов) с це-

лью их реального прироста, а также при соблюдении максимальной

безопасности в условиях российской экономики.

Размеры отчислений в Фонд обязательного медицинского страхо-

вания – 3,6 % вероятно неадекватны, так как тариф налога не обеспечи-

вает финансового покрытия медицинской помощи населению страны. И

хотя доходы фонда в сравнении с 2000 г. увеличились почти в 1,5 раза,

при сокращении бюджетного финансирования становятся все труднее

реализовывать закон об Обязательном медицинском страховании.

В налоговую систему налог был включен с 1 января 2001 года, ко-

гда Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О введении

в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и

внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Фе-

дерации о налогах и сборах» была введена в действие глава 24 части

второй Налогового кодекса РФ.

Как всякий налог, единый социальный налог – это обязательный,

индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и фи-

зических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежавших

им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного

управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства

(п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации).

В частности, единый социальный налог обеспечивает финансиро-

вание расходов государства на выплату трудовых пенсий, на выплату

пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и

родам и иных социальных пособий, на оплату оказываемых медицин-

скими учреждениями медицинских услуг, включенных в программу обя-

зательного медицинского страхования.

164 подп. «г» п.1 ст.19 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-I «Об основах налоговой системы в Россий-

ской Федерации».

168

До 1 января 2002 г. сумма начисляемого единого социального на-

лога зачислялась в бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонда Социально-

го страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования.

С 1 января 2002 г. сумма единого социального налога, зачисляв-

шаяся в бюджет Пенсионного фонда РФ, перечисляется в федеральный

бюджет. Затем сумма единого социального налога, перечисляемая в фе-

деральный бюджет, направляется в бюджет Пенсионного фонда РФ для

финансирования базовой части трудовых пенсий165.

До 2001 года для финансирования расходов на аналогичные цели

уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социаль-

ного страхования и в фонды обязательного медицинского страхования,

которые и были заменены уплатой единого социального налога. Исклю-

чение было сделано для обязательного социального страхования от не-

счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Взносы по этому виду страхования не вошли в единый социальный на-

лог, их уплата по-прежнему осуществляется напрямую в Фонд социаль-

ного страхования по действующим ранее правилам.

С введением Единого социального налога меняется не только по-

рядок и размеры уплаты страховых взносов, но и сам финансовый меха-

низм социального страхования.

Исполнение бюджетов социальных внебюджетных фондов осуще-

ствляется Федеральным казначейством. Суммы начисляемого налого-

плательщиками единого социального налога перечисляются не на счета

фондов, а на счета Федерального Казначейства. Федеральному Казна-

чейству предписывается в однодневный срок перечислять поступившие

суммы на счета внебюджетных фондов.

С ведением единого социального налога был введен и новый по-

рядок контроля за правильностью, полнотой и своевременностью его

начисления и уплаты. Если раньше контрольные проверки проводились

непосредственно ревизионными службами самих внебюджетных фон-

дов, то с 2001 года, они стали осуществляться налоговыми органами.

Внебюджетные фонды обладают определенными полномочиями,

связанными с контролем за проведением отдельных этапов социального

страхования у налогоплательщиков:

• Пенсионный фонд РФ контролирует порядок ведения страхова-

телями индивидуального персонифицированного учета в пенсионном

страховании166;

165 ст. 1 Федерального закона от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 г»;

ст.1 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 г».

166 Федеральный закон РФ «Об индивидуальном (персонифированном) учете в системе государст-

венного пенсионного страхования» от 01.04. 96 № 27-ФЗ и Федеральный закон РФ «О внесении изме-

нений и дополнений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в сис-

теме государственного пенсионного страхования» от 25.10.01 № 138-ФЗ.

169

• Фонд социального страхования осуществляет проверки произ-

веденных страхователями расходов по средствам социального страхова-

ния.

• Внебюджетные фонды контролируют процесс начисления и уп-

латы взносов и получают от страхователя необходимую им информа-

цию.

Контроль внебюджетных фондов за уплатой Единого социального

налога носит дополнительный, справочный характер, так как они не

имеют права составлять и подписывать акты о документальных провер-

ках.

Единый социальный налог – главный источник средств государст-

венных внебюджетных фондов социального назначения.

Налогоплательщиками или страхователями, обязанными уплачи-

вать Единый социальный налог, признаются все хозяйствующие субъек-

ты независимо от организационно-правовой формы или формы собст-

венности.

В зависимости от особенностей налогообложения все налогопла-

тельщики разделены на две группы.

К первой относят работодателей (или лиц, производящих выплаты

физическим лицам):

• организации;

• индивидуальных предпринимателей;

• физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпри-

нимателями.

Вторую группу налогоплательщиков представляют группы само-

занятого населения, обязанные уплачивать Единый социальный налог с

получаемого индивидуального дохода:

• индивидуальные предприниматели;

• адвокаты.

В том случае, когда налогоплательщик единого социального нало-

га относится и к первой, и ко второй группе плательщиков единого со-

циального налога, он признается отдельным налогоплательщиком по

каждому основанию.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, переве-

денных на уплату налога на вмененный доход, единый социальный на-

лог включен в сумму единого налога и отдельная уплата единого соци-

ального налога не предусмотрена.

Введение единого социального налога почти не изменило условия

предоставления льгот по уплате взносов в социальные внебюджетные

фонды.