19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Проект бюджета после рассмотрения

его Правлением ТФОМС направляется в виде проекта закона о бюджете

в орган исполнительной власти субъекта РФ с последующим рассмотре-

нием законодательным (представительным) органом субъекта РФ.

Бюджет территориального фонда составляется на один финансо-

вый год и должен обеспечивать соблюдение основных принципов, та-

ких, как:

• сбалансированность бюджета (доходы должны соответствовать

расходам);

• полнота отражения доходов и расходов;

• достоверность показателей;

• адресность и целевой характер использования денежных средств

обязательного медицинского страхования;

• эффективность и экономичное использование денежных средств

обязательного медицинского страхования.

Расходование средств ФФОМС и ТФОМС осуществляется строго

в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно феде-

ральным законом и законами субъектов РФ. Из поступивших на основ-

ные счета территориального фонда средств части единого социального

налога, подлежащего зачислению в территориальный фонд, страховых

платежей на обязательное медицинское страхование неработающего на-

селения, а также иных поступлений, предусмотренных законодательст-

вом РФ, территориальный фонд осуществляет:

• финансирование страховых медицинских организаций по диф-

ференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицин-

ской помощи в рамках территориальной программы обязательного ме-

дицинского страхования;

• оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахо-

ванным ТФОМС (в случае осуществления обязательного медицинского

страхования ТФОМС);

• финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках ре-

гиональных целевых программ, утвержденных в установленном поряд-

ке, для медицинских учреждений, функционирующих в системе обяза-

тельного медицинского страхования;

• формирование нормированного страхового запаса, предназна-

ченного для обеспечения финансовой устойчивости системы обязатель-

ного медицинского страхования на территории субъекта РФ.

166

Из полученных средств единого социального налога, страховых

взносов на обязательное медицинское страхование неработающего насе-

ления ФФОМС и ТФОМС формируют нормированный страховой запас

финансовых средств на обязательное медицинское страхование. Средст-

ва нормированного страхового запаса предназначены для обеспечения

финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхо-

вания на территории субъекта РФ, резервируется на случай возникнове-

ния критических ситуаций с финансированием территориальных про-

грамм, и не являются свободными финансовыми средствами. Формиро-

вание и расходования нормированного страхового запаса осуществляет-

ся в соответствии с Порядком, который утверждается правлением фонда.

Страховые медицинские организации, имеющие лицензию на про-

ведение обязательного медицинского страхования, используют посту-

пившие от ТФОМС средства на оплату медицинских услуг, формирова-

ние резервов, на оплату расходов на ведение дела по обязательному ме-

дицинскому страхованию по нормативам, установленным ТФОМС.

Средства, поступившие от ТФОМС на отдельные мероприятия по

здравоохранению, используются медицинскими учреждениями, функ-

ционирующими в системе обязательного медицинского страхования, в

рамках утвержденных целевых программ по здравоохранению.

Расходы на финансирование иных мероприятий по обязательному

медицинскому страхованию предусматриваются в бюджете ТФОМС и

расходуются при условии обеспеченности финансовыми средствами

территориальной программы. Они включают в себя, как правило, расхо-

ды на финансирование целевых мероприятий по обязательному меди-

цинскому страхованию в рамках региональных программ по здраво-

охранению.

Единый социальный налог, как основной источник формирования

средств государственных внебюджетных фондов в

Российской Федерации

Средства государственных социальных внебюджетных фондов

формируются из различных источников, основным и постоянным при

этом является Единый социальный налог, определенную роль играют

также ассигнования из бюджета.

Денежные средства государственных социальных внебюджетных

фондов являются федеральной собственностью, однако, при этом не

включается в бюджет и имеет строго целевое назначение, обусловленное

задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их по-

мощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих

программ базируется на положениях Конституции Российской Федера-

ции, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социаль-

ное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери

кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и меди-

167

цинскую помощь, на защиту от безработицы (ст. 37, 39, 41 Конституции

Российской Федерации).

Законодатель определяет Единый социальный налог, как особый

обязательный платеж и запрещает изъятие денежных средств государст-

венных социальных внебюджетных фондов, в том числе в целях пога-

шения бюджетного дефицита.

Единый социальный налог (ЕСН) относится к числу федеральных

налогов и сборов164.