19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Для выполнения

своих функций ТФОМС могут создавать в городах и районах филиалы.

ТФОМС как самостоятельные государственные некоммерческие

финансово-кредитные учреждения подотчетны органам представитель-

ной и исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, их фи-

нансовые средства являются государственной собственностью РФ и не

входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Коллегиальными органами управления территориальных фондов

являются правления. Их количественный и персональный состав утвер-

ждается органами государственной власти субъекта РФ. Постоянно дей-

ствующими исполнительными органами ТФОМС являются исполни-

тельные дирекции во главе с исполнительным директором. Такая орга-

низационная структура фондов обязательного медицинского страхова-

ния позволяет на практике сделать их внебюджетными, реально отде-

лить средства обязательного медицинского страхования от бюджетных

средств, которыми распоряжается Правительство РФ, обеспечив тем са-

мым гарантию расходования средств на медицинские цели. При такой

организации средства обязательного медицинского страхования не мо-

гут быть прямо или косвенно использованы органами государственной

власти на решение других, пусть даже очень важных, задач, если эти за-

дачи не связаны с организацией медицинской помощи.

Согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан в Рос-

сийской Федерации» фонды обязательного медицинского страхования

по своему статусу являются публично-правовыми учреждениями и на-

делены двойственной природой: с одной стороны, административной

компетенцией, как и органы государственного управления, с другой –

гражданской правоспособностью как юридические, хозяйствующие

субъекты.

В уставе ФФОМС указано, что Федеральный фонд вправе осуще-

ствлять приносящую доходы деятельность. Такие доходы, а также дохо-

ды от использования имущества, находящегося в оперативном управле-

нии, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном

порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются

на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерально-

го фонда.

164

В целях обеспечения единства действий по реализации Програм-

мы государственной политики в области обязательного медицинского

страхования ФФОМС и ТФОМС взаимодействуют по следующим пози-

циям:

• осуществляют обмен информацией;

• ФФОМС издает внутриведомственных нормативных докумен-

тов, обязательных для выполнения ТФОМС;

• осуществляют и предоставляют соответствующую отчетность;

• осуществляют выравнивание финансовых условий деятельности

ТФОМС;

• ФФОМС осуществляет контроль за деятельностью ТФОМС.

Функционирование всех участников и субъектов системы обяза-

тельного медицинского страхования невозможно без обеспечения его

финансовой устойчивости. Поэтому одной из основных функций фондов

обязательного медицинского страхования является аккумулирование

финансовых средств. Финансовые средства системы обязательного ме-

дицинского страхования образуются путем отчислений страхователей на

обязательное медицинское страхование, и формируется за счет:

• части единого социального налога, который отчисляется страхо-

вателем за работающих граждан.

• единого сельскохозяйственного налога в части, подлежащей за-

числению в фонды обязательного медицинского страхования в соответ-

ствии с налоговым законодательством;

• страховых платежей на обязательное медицинское страхование

неработающих граждан, страхователями которого являются органы ис-

полнительной власти субъекта РФ и местного самоуправления. Эти

средства поступают только в территориальные фонды обязательного ме-

дицинского страхования.

Кроме того, финансовые средства обязательного медицинского

страхования формируются за счет:

• доходов от использования временно свободных финансовых

средств;

• финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, юридиче-

ских и физических лиц по предъявленным регрессным искам (штрафы,

пени);

• добровольных взносов юридических и физических лиц;

• ассигнований из федерального бюджета на выполнение феде-

ральных целевых программ в рамках обязательного медицинского стра-

хования;

• нормированного страхового запаса;

• из иных источников, не запрещенных законодательством Рос-

сийской Федерации

165

Обеспечение финансовой устойчивости невозможно без разработ-

ки территориальным фондом проекта бюджета, сбалансированного по

объемам государственных обязательств по предоставлению бесплатной

медицинской помощи в рамках территориальной программы обязатель-

ного медицинского страхования.