19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Порядок отчислений средств

на обязательное медицинское страхование, а также ставки единого соци-

ального налога определены в Налоговом кодексе РФ.

Согласно Закону «О медицинском страховании граждан в Россий-

ской Федерации» финансовые средства фондов обязательного медицин-

ского страхования находятся в государственной собственности Россий-

ской Федерации и не входят в состав бюджетов или других фондов.

Правовые основы формирования и использования средств госу-

дарственных внебюджетных фондов, в том числе обязательного меди-

цинского страхования, заложены в Бюджетном кодексе Российской Фе-

дерации.

Непосредственной нормативной базой формирования и расходо-

вания средств ФФОМС являются федеральные законы о бюджете и об

исполнении бюджета ФФОМС, принимаемые ежегодно.

Закон РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан в

Российской Федерации» закрепляет, что органы государственной власти

субъектов Федерации компетентны осуществлять защиту прав застрахо-

ванных (ст.6), определять размеры финансирования государственной и

муниципальной систем здравоохранения (ст.11), создавать территори-

альные фонды обязательного медицинского страхования и регулировать

их деятельность (ст12) и утверждать тарифы на медицинские услуги,

оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования (ст. 24).

Наличие подобной компетенции фактически означает право зако-

нодательного регулирования субъектами Российской Федерации от-

дельных вопросов обязательного медицинского страхования, которое,

однако, должно строго соответствовать следующим требованиям:

1. не противоречить нормам Конституции РФ и федеральных за-

конов;

2. не выходить за пределы компетенции региональной власти, ус-

тановленные федеральным законодательством.

Таким образом, в компетенции субъектов РФ остаются весьма

важные вопросы медицинского страхования, правовое обеспечение ко-

торых является не только правом, но и обязанностью региональной вла-

сти. Речь идет, прежде всего, об утверждении бюджетного финансиро-

вания государственной и муниципальной системы здравоохранения

субъектов РФ, а также территориальных программ обязательного меди-

цинского страхования. Бюджеты субъектов РФ и ТФОМС, принимаемые

в рамках территориальных программ государственных гарантий обеспе-

чения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помо-

щью, как правило, утверждаются в виде законов субъектов РФ и прини-

маются ежегодно.

Другим существенным правовым актом в сфере медицинского

страхования является постановление Правительства Российской Феде-

рации «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного ме-

160

дицинского страхования». В соответствии с указанным постановлением

ФФОМС реализует государственную политику в области обязательного

медицинского страхования граждан как составной части государствен-

ного социального страхования и является самостоятельным государст-

венным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. В уставе

определены задачи ФФОМС, его функции, финансовые средства и иму-

щество, органы управления Федеральным фондом, порядок контроля за

его деятельностью, механизмы его ликвидации и реорганизации. Под-

робнее все эти вопросы будут рассмотрены в следующем параграфе.

Главным элементом системы обязательного медицинского страхо-

вания являются фонды обязательного медицинского страхования

(ФФОМС и ТФОМС), которые фактически стали органами государст-

венного управления финансовыми средствами обязательного медицин-

ского страхования.

ФФОМС создан распоряжением Совета Министров – Правитель-

ства РФ (от 27.05.93 № 927-р) и в настоящее время свою деятельность

осуществляет в соответствии с уставом, утвержденным постановлением

Правительства РФ от 29.07.98 № 857.

ФФОМС является, как отмечалось выше, самостоятельным госу-

дарственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и

действует как самостоятельное юридическое лицо, которое имеет само-

стоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях

Центрального банка Российской Федерации и других кредитных органи-

зациях, печать со своим наименованием, штампы бланки установленно-

го образца.

Управление финансовыми средствами в системе обязательного

медицинского страхования отличается от аналогичной деятельности

других внебюджетных фондов (Пенсионного Фонда РФ, Фонда соци-

ального страхования) и носит децентрализованный характер.

Финансовые средства ФФОМС, аналогично другим государствен-

ным внебюджетным фондам социального назначения, являются госу-

дарственной собственностью Российской Федерации и не входят в со-

став бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Для выполнения поставленных перед ним задач ФФОМС наделен

определенными функциями, и наиболее значимые из них это:

• аккумулирование финансовых средств для обеспечения финан-

совой стабильности системы обязательного медицинского страхования;

• выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в

рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

• финансирование целевых программ в рамках обязательного ме-

дицинского страхования;

• участие в разработке базовой программы обязательного меди-

цинского страхования;

161

• сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обя-

зательного медицинского страхования;

• контроль за рациональным использованием финансовых средств

в системе обязательного медицинского страхования;

• разработка нормативно-методических документов, обеспечи-

вающих реализацию Закона «О медицинском страховании граждан в

РФ» и др.

Таким образом, ФФОМС осуществляет общее нормативное и ор-

ганизационное руководство системой обязательного медицинского стра-

хования.