19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Руководство региональными и отраслевыми

отделениями Фонда социального страхования осуществляют управляю-

щие соответствующими отделениями, которые несут персональную от-

ветственность за свою работу.

157

Региональные и отраслевые координационные советы Фонда яв-

ляются коллегиальными совещательными органами управления, рас-

сматривающими вопросы деятельности Фонда по социальному страхо-

ванию. Управляющий региональным отделением Фонда является пред-

седателем координационного совета.

Координационные советы региональных и отраслевых органов

Фонда рассматривают вопросы, связанные с деятельностью региональ-

ных и центральных отраслевых отделений Фонда, в том числе:

• предложения страхователей отделений и филиалов Фонда о со-

вершенствовании социального страхования;

• проекты бюджетов региональных и отраслевых органов Фонда и

их исполнение, предложения по формированию и использованию ре-

зервных средств;

• отчеты о результатах деятельности региональных и централь-

ных отраслевых отделений Фонда;

• предложения органов Фонда по определению размера тарифа

обязательных платежей.

Контроль финансово — хозяйственной деятельности региональных

и центральных отраслевых отделений Фонда социального страхования

осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок

контрольно — ревизионной службой Фонда. Проверка финансово — хозяй-

ственной деятельности центрального аппарата Фонда социального стра-

хования осуществляется не реже одного раза в год специализированной

аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Проанализировав практику деятельности Фонда социального

страхования можно сделать вывод, что в целом Фонд функционирует

эффективно.

Федеральный и территориальные фонды обязательного

медицинского страхования

В советский период единственным источником финансирования

здравоохранения в СССР был государственный бюджет.

Считалось, что одним из основных достижений социализма в Со-

ветском Союзе являлось бесплатное здравоохранение. Финансовые

средства на здравоохранение аккумулировались в федеральном бюджете

и централизованно распределялись между лечебными учреждениями

страны.

Необходимость в обязательном медицинском страховании возни-

кает тогда, когда государство признает, что защита здоровья граждан

является существенным фактором развития общества, однако не имеет в

своем бюджете необходимых средств для полноценного обеспечения та-

кой защиты.

158

Обязательное медицинское страхование призвано привлечь в

здравоохранение дополнительные финансовые средства, повысить ус-

тойчивость системы здравоохранения и обеспечить всем гражданам Рос-

сийской Федерации равные возможности в получении лечебно-

профилактической помощи, предоставляемой за счет взимания единого

социального налога (ЕСН) и других платежей в объеме и на условиях

соответствующих программ обязательного медицинского страхования.

В настоящее время вопросы медицинского страхования регулиру-

ются нормами Гражданского, Налогового и Бюджетного кодексов Рос-

сийской Федерации, а также более 20 специализированных законов в

сфере страховой деятельности и охраны здоровья.

Непосредственное законодательное регулирование обязательного

медицинского страхования в Российской Федерации осуществляется в

соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском стра-

ховании граждан в Российской Федерации», который был разработан

Комитетом по охране здоровья Верховного Совета Российской Федера-

ции и принят 1991 г.

В соответствии с концепцией законопроекта основную роль в

формировании системы обязательного медицинского страхования долж-

ны были сыграть страховые медицинские организации. Однако ситуация

сложилась так, что они не смогли решить эту задачу.

Верховным Советом Российской Федерации было принято поста-

новление от 24.02.93 № 4543 – 1 «О порядке финансирования обязатель-

ного медицинского страхования граждан на 1993г.», в соответствии с

которым был создан Федеральный Фонд обязательного медицинского

страхования, а также утвержден ряд положений: о Федеральном фонде

обязательного медицинского страхования, территориальном фонде обя-

зательного медицинского страхования, порядке уплаты страховых взно-

сов в фонды обязательного медицинского страхования.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицин-

ского страхования (далее ФФОМС и ТФОМС) осуществляют свою дея-

тельность в соответствии с Конституцией, федеральными конституци-

онными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями

Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и

другими нормативно-правовыми актами РФ.

ФФОМС и ТФОМС созданы как самостоятельные некоммерче-

ские финансово-кредитные учреждения, предназначенные для аккуму-

лирования финансовых средств на обязательное медицинское страхова-

ние, обеспечение финансовой стабильности государственной системы

обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых

ресурсов на его проведение.

В соответствии со ст. 12 Закона «О медицинском страховании

граждан в Российской Федерации» финансовые средства государствен-

ной системы обязательного медицинского страхования формируются за

счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхова-

159

ние в рамках единого социального налога.