19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Подобное решение обязательно должно быть согласовано с

Государственной Думой. Предписания палаты могут быть обжалованы в

судебном порядке.

Финансовый контроль исполнительной власти

Правительство РФ осуществляет финансовый контроль в процессе

исполнения бюджета, проведения финансовой, кредитной и денежной

политики либо самостоятельно, либо делегируя контрольные полномо-

чия соответствующим органам. В связи с тем, что налоговые поступле-

ния должны быть самым важным источником дохода государственного

бюджета, особая роль в области финансового контроля принадлежит на-

логовым органам. Законом РСФСР 21 марта 1991 г. была создана Госу-

дарственная налоговая служба. Наряду с названным актом правовой ос-

новой деятельности службы является Указ Президента РФ от 31 декабря

1991 г., утвердивший Положение «О государственной налоговой службе

Российской Федерации.»

Главной задачей Госналогслужбы было определено осуществле-

ние контроля за соблюдением налогового законодательства, правильно-

стью исчисления и своевременностью выплат налогов и обязательных

платежей. Государственная налоговая служба функционировала как

единая система в составе Федеральной налоговой службы и государст-

венных налоговых структур в национально-государственных и админи-

стративно-территориальных образованиях — субъектах Российской Фе-

дерации, в автономных образованиях, городах и районах по городам.

В декабре 1998 года налоговая служба была преобразована. Ука-

зом Президента Российской Федерации от 23.12.1998 было создано Ми-

нистерство Российской Федерации по налогам и сборам.19 Во исполне-

ние данного указа 27 февраля 1999 г. было принято Постановление Пра-

вительства, определявшее, что вновь образованное Министерство «явля-

ется правопреемником Государственной налоговой службы в отношении

задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности…».

Министерство является федеральным органом исполнительной

власти, обеспечивающим выработку и проведение единой налоговой по-

19 См. СЗ РФ. 1998 №52 ст.6393.

18

литики, взимание налогов и сборов, контролирующим соблюдение зако-

нодательства в налоговой сфере. Вышеозначенные задачи министерство

должно было решать в масштабах всего государства и на всех бюджет-

ных уровнях. Постановлением определено особо, что министерство

должно осуществлять государственный контроль за производством и

оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Эта новая функ-

ция налоговых органов обозначена в связи с важным изменением поли-

тики государства относительно производства и оборота алкоголя.

Доходы от данной отрасли в России традиционно составляли су-

щественную часть бюджета и интересы казны видимо требуют вполне

освоить опыт прошлого, в частности, опыт винной монополии конца

XIX века. Создание нового специального федерального органа, по всей

вероятности, было призвано увеличить эффективность налогообложе-

ния. Этому должна была способствовать по представлениям законодате-

ля и вертикальная организационная структура ведомства. В субъектах

Российской Федерации были созданы управления Министерства Рос-

сийской Федерации по налогам и сборам, инспекции по районам, рай-

онам в городах и городам без районного деления, инспекции межрайон-

ного уровня. В ведении министерства находятся несколько научно-

исследовательских учреждений и Всероссийская Государственная нало-

говая Академия.

Указом Президента Российской Федерации 9 марта 2004 г. в связи

с преобразованием структуры федеральной государственной власти Ми-

нистерство по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налого-

вую службу, причем, его функции по принятию нормативных правовых

актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной

работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах

переданы Министерству Финансов Российской Федерации.

Налоговые органы, как и прежде, имеют право проводить провер-

ки денежных или иных документов связанных с уплатой налогов и обя-

зательных платежей во всех учреждениях, организациях и на предпри-

ятиях, осуществлять контроль за соблюдением налогового законода-

тельства юридическими и физическими лицами, занимающимися пред-

принимательской деятельностью. Для осуществления этих задач налого-

вые органы наделены конкретными прерогативами: им должны предос-

тавлять необходимые справки и объяснения, они могут, при осуществ-

лении своих полномочий, обследовать помещения, находящиеся в рас-

поряжении юридических лиц, имеют право приостанавливать операции

проверяемых лиц по банковским счетам.