19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




С 1922 года выплата пособий была передана непосредст-

венно предприятиям в счет страховых взносов. В 1929 году государст-

венное социальное страхование получило единый бюджет. С 1931 года

за счет средств социального страхования осуществлялось финансирова-

ние санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных уч-

реждениях – санаториях, пансионатах, домах отдыха, а также финанси-

рование детских оздоровительных лагерей.

На основании Постановления Совета Министров РСФСР и Феде-

рации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года №600/3-3 «О

совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на

социальное страхование трудящихся РСФСР» 1 января 1991 г. был обра-

зован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Феде-

рации.

С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением

при Правительстве Российской Федерации.

Фонд социального страхования создан в целях обеспечения госу-

дарственными гарантиями в системе социального страхования и повы-

шения контроля за правильным и эффективным расходованием средств

социального страхования. При этом управление системой обязательного

социального страхования осуществляется Правительством Российской

Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации

(пункт 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах обязательного со-

циального страхования» от 16 июля 1999г. №165-ФЗ).

Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспе-

чивающую функционирование всей многоуровневой системы государ-

ственного социального страхования, и обеспечивает компенсацию поте-

ри трудового дохода, вызванную рисками временной нетрудоспособно-

сти работников. Государственное социальное страхование является обя-

зательным и распространяется преимущественно на работников наемно-

го труда и членов их семей. Выплаты из средств Фонда социального

страхования производятся только в том случае, если право на их полу-

чение наступило в период работы застрахованного лица. Исключения

составляют лишь частные случаи.

153

В настоящее время Фонд социального страхования Российской

Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Положе-

нием, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля

1994 года № 101.

Данный нормативно-правовой акт регламентирует организацию и

функционирование Фонда социального страхования.

Управление государственным социальным страхованием на осно-

вании Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 1993 го-

да было передано от профсоюзов Правительству Российской Федерации,

Постановлением которого от 12 февраля 1994 года утверждено Положе-

ние о Фонде социального страхования Российской Федерации.

В структуру Фонда социального страхования Российской Федера-

ции входят региональные отделения всех субъектов Российской Федера-

ции, центральные отраслевые отделения, управляющие средствами го-

сударственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйст-

ва, а также филиалы отделений, создаваемые региональными и цен-

тральными отраслевыми отделениями Фонда.

Средства Фонда социального страхования не входят в состав

бюджетов различных уровней. Денежные средства и находящееся в опе-

ративном управлении Фонда социального страхования имущество, в том

числе имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санатор-

но-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью

и изъятию не подлежат. Средства Фонда социального страхования ис-

пользуются только на целевое финансирование уставной деятельности

фонда. Не допускается зачисление средств социального страхования на

личные счета застрахованных.

На осуществление государственного социального страхования

Фонд социального страхования получает средства в части единого соци-

ального налога. На страхование от несчастных случаев и профессио-

нальных заболеваний – в виде отдельных страховых взносов, непосред-

ственно уплачиваемых в фонд работодателями1. В 1998 г. был принят

Федеральный закон, устанавливающий правовые основы организации

обязательного социального страхования от несчастных случаев на про-

изводстве и профзаболеваний. Закон вступил в силу только с 1 января

2000 г. Россия – одна из последних среди развитых стран мира, ввела

этот наиважнейший и самый традиционный вид социального страхова-

ния. В соответствии с этим Законом проведение обязательного социаль-

ного страхования от несчастных случаев и профзаболеваний было воз-

ложено на Фонд социального страхования. Страховые взносы на обяза-

тельное социальное страхование от несчастных случаев на производстве

и профзаболеваний не входят в состав единого социального налога и уп-

1 Федеральный закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний» №125-ФЗ от 24.07.98.

154

лачиваются страхователями отдельно и непосредственно в Фонд соци-

ального страхования.

Также к источникам формирования средств Фонда социального

страхования, в соответствии с Положением о Фонде относятся:

• доходы от инвестирования части временно свободных средств

Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вкла-

ды.

Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производит-

ся в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответст-

вующий период.

• добровольные взносы граждан и юридических лиц;

• ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов,

связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, по-

страдавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных

аварий на других атомных объектах гражданского или военного назна-

чения и их последствий;

• недоимки по обязательным платежам, суммы штрафов и иных

санкций.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансо-

вых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда

социального страхования Российской Федерации.

• средства, возмещаемые Фонду в результате исполнения рег-

рессных требований к страхователям;

• иные финансовые поступления, не запрещенные законодатель-

ством РФ.

Фонд социального страхования всегда отличался от других соци-

альных фондов тем, что его средства в пределах законодательно уста-

новленных норм непосредственно могут распоряжаться сами страхова-

тели.