19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Указ

распространялся и на Государственный фонд занятости населения, однако

фактически последний не был консолидирован в бюджет РФ. Кроме пере-

численных социальных фондов, на основании упоминавшегося закона РФ

«Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию

внебюджетных фондов…» от 15 апреля 1993 г. представительные органы

власти могут принимать решения об образовании целевых внебюджетных

фондов. Такие фонды могут быть созданы и на федеральном и на регио-

нальном уровнях, например в 1994 г. образованы региональные и местные

внебюджетные фонды развития жилищного строительства, и внебюджет-

ный фонд развития таможенной системы РФ, впрочем последний в 1995 г.

был консолидирован в федеральный бюджет, равно как и Федеральный до-

рожный фонд.162

162 См. СЗ РФ. 1995. № 14. ст. 121, ст. 6 и 51.

145

Правовой режим целевых внебюджетных фондов

Целевые государственные и местные внебюджетные фонды соз-

даются с точно определенной целью и соответственно используются.

Они дифференцированы на экономические и социальные, причем в

настоящее время значение экономических фондов незначительно, боль-

шинство из них вошли в бюджеты соответствующих уровней. Эффек-

тивно функционируют федеральные социальные фонды, они заняли

важное место в системе государственных финансов и одновременно в

социальной сфере. Их общей фундаментальной характеристикой, с точ-

ки зрения юридической является то, что по закону средства данных

фондов не могут быть изъяты или направлены на нецелевое использова-

ние ни парламентом, ни правительством, ни какой-либо иной властью.

Правовой режим внебюджетных фондов социального назначения

определяется в настоящее время, прежде всего соответствующими

статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ

Самым крупным является Пенсионный фонд, созданный в соот-

ветствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ». Правовое

положение фонда было определено специальным актом, утвержденным

постановлениям Верховного Совета РФ 27 декабря 1991 г. и Постанов-

лением Правительства 22 сентября 1993 г.163 Назначение фонда — осуще-

ствлять выплату пенсий и некоторых видов пособий. Средства его явля-

ются собственностью государства. Пенсионный фонд при этом вполне

самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспече-

ния.

До 1991 года в России не существовало самостоятельного бюдже-

та пенсионной системы, и средства на выплату пенсий выделялись из

государственного бюджета, где они были одним из многих направлений

расходования. В условиях абсолютной доминанты государственной соб-

ственности и советской системы управления экономикой, при отсутст-

вия инфляционных процессов это в целом не сказывалось негативно на

обеспечении пенсионеров.

В настоящее время финансирование системы государственного

пенсионного обеспечения в Российской Федерации осуществляется раз-

ными способами. Пенсии, выплачиваемые по государственному пенси-

онному обеспечению, финансируются за счет средств федерального

бюджета, в соответствии с Федеральным законом Российской Федера-

ции «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде-

рации» от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ.

163 См. Ведомости СНД и ВС 1992. № 5. ст. 180; САПП РФ. 1993. № 9. ст. 30, 36.

146

Пенсии, выплачиваемые на основании Федерального закона РФ

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №

173-ФЗ. (государственные трудовые пенсии) выплачиваются за счет час-

ти единого социального налога, уплачиваемого в обязательном порядке

работодателями, производящими выплаты наемным работникам, в том

числе организациями, индивидуальными предпринимателями физиче-

скими и юридическими лицами и другими плательщиками.

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации

осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации. Социаль-

ная значимость Пенсионного фонда определяется тем, что пенсионное

обеспечение затрагивает жизненно важные интересы значительной час-

ти населения. В Положении о Пенсионном фонде Российской Федера-

ции нашли отражение сущностные характеристики государственного

пенсионного страхования, в рамках которого фонд функционирует. В

отличие от формирования доходов федерального бюджета, где посту-

пающие средства изначально обезличиваются и используются на обще-

государственные нужды, формирование средств Пенсионного фонда

Российской Федерации целевое и, соответственно, целевым является их

использование.

Реализация этого принципа предполагает управление средств ак-

кумулируемых на выплату пенсий самостоятельным финансово-

кредитным учреждением.