19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Правовой режим государственных внебюджетных целевых фондов

социального назначения

Смыслом создания государственных внебюджетных целевых фон-

дов в начале 1990-х годов было совершенствование финансовой полити-

ки, создание условий для эффективного и своевременного финансирова-

ния наиболее важных экономических и социальных программ в услови-

ях рыночной экономики. В государственном бюджете не могут быть

точно, конкретно связаны, скреплены друг с другом определенные дохо-

ды и определенные расходы.

Первоначально большинство таких фондов создавались как вне-

бюджетные, причем некоторые из них существуют и сейчас в этом каче-

стве, а другие, сохранив целевое назначение, вошли в состав бюджетов.

Сформировалось три вида целевых фондов:

1) государственные внебюджетные целевые фонды;

2) целевые бюджетные фонды;

3) государственные целевые фонды Правительства РФ160.

В качестве государственных внебюджетных целевых фондов со-

циального назначения функционируют: Пенсионный Фонд Российской

Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Фе-

деральный фонд обязательного медицинского страхования.

Предполагалось, что с введением в действие Бюджетного кодекса

правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государ-

ственных внебюджетных фондов будет определяться федеральным за-

конодательством в соответствии с данной кодификацией.161 До вступле-

ния ее в действие функционировали самостоятельные правовые акты,

определяющие вышеозначенные позиции применительно к каждому из

четырех названных фондов.

В действующем бюджетном кодексе определены общие принципы

и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Установле-

но, что целью создания государственных фондов денежных средств вне

федерального бюджета является реализация конституционных прав гра-

ждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение в

случае безработицы; социальное обеспечение, связанное с болезнью, ин-

валидностью, потерей кормильца, рождением и воспитанием детей, а

также прав на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской

помощи.

Кодекс определяет порядок составления и утверждения бюджета

государственных внебюджетных фондов. В частности его статьей 145

определено, что проекты бюджетов государственных внебюджетных

фондов составляются органами управления данных фондов и рассматри-

160 См. Финансовое право: Учебник под ред. проф. Н.И. Химичевой. М.’ БЕК. 1995. с. 183-196.

161 См. СЗРФ. 1998. № 31, ст.382.3, ст.143.

144

ваются органами законодательной власти. При этом уточнено, что бюд-

жеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме Фе-

деральных законов одновременно с принятием Федерального закона

«О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.

Недостатком правового регулирования федеральных внебюджетных

фондов, очевидно, является то, что доходы государственных внебюджет-

ных фондов и порядок их формирования определены не достаточно кон-

кретно, о чем свидетельствует содержание статьи 146 кодекса.

Бюджетный кодекс точно определяет, что расходование средств го-

сударственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на

цели, определенные законодательством, что фактически, означает гаран-

тию самостоятельности указанных фондов.

В целом можно отметить, что Бюджетный кодекс не достаточно кон-

кретно регулирует деятельность внебюджетных целевых фондов социаль-

ного назначения, что впрочем, отчасти восполнено нормативными актами,

определяющими правовое положение и компетенцию каждого, из ныне

действующих фондов.

Необходимо откорректировать содержание статьи 144 Бюджетного

кодекса, в которой указано, в частности, что государственными внебюд-

жетным фондом Российской Федерации является наряду с другими Госу-

дарственный фонд занятости населения Российской Федерации, который

упразднен.

Данный фонд с августа 1996 года находился в оперативном управле-

нии и распоряжении Министерства труда и социального развития РФ. Це-

левым назначением фонда являлось выплата пособий безработным, созда-

ния дополнительных рабочих мест, финансирование переподготовки и

профессионального обучения.

В разное время в начале 1990-х годов было создано несколько целе-

вых внебюджетных фондов экономического назначения. Указом Президен-

та РФ 22 декабря 1993 г. было установлено, что все фонды, чьи средства

формируются за счет обязательных платежей, должны быть консолидиро-

ваны в федеральном бюджете, сохранив при этом целевое назначение.