19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Финансовый контроль может быть дифференци-

рован в зависимости от контролирующих органов на государственный

контроль, ведомственный контроль и аудит. Финансовый контроль от-

части распространяется и на финансовую деятельность коммерческих и

некоммерческих негосударственных предприятий и организаций, а так-

же физических лиц.

В первую очередь это контроль выполнения финансовых обяза-

тельств перед государством и местным самоуправлением всех субъектов

финансовых правоотношений, т.е., в сущности, проверка своевременной

и адекватной закону уплаты установленных налогов и сборов. Другая

важная сфера финансового контроля — проверка правильности использо-

вания предприятиями и организациями переданных в их распоряжение

бюджетных средств, субсидий, банковских ссуд. Кроме того, финансо-

вому контролю подлежит соблюдение установленных нормативно-

правовыми актами правил осуществления финансовых операций и пра-

вил хранения денежных средств. Финансовый контроль, призван также

выявлять нарушения финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина

представляет собой точную реализацию и соблюдение установленных

нормативно-правовым актом приписан по образованию, распределению

и использованию денежных фондов государства, местного самоуправле-

ния предприятий и организаций.

Финансовому контролю подлежат не только непосредственно де-

нежные средства, но все ресурсы вообще, постольку поскольку их ис-

пользование осуществляется в денежной форме.

16

Парламентский финансовый контроль

Парламентский контроль на федеральном уровне осуществляется

в ходе рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета и

отчета о его исполнении.17

Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляется

Счетной палатой Российской Федерации. В статье 101 Конституции

Российской Федерации определено: «Для осуществления контроля за

исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государствен-

ная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности ко-

торой определяется федеральным законом». Палату формируют совме-

стно Государственная дума и Совет Федерации Федерального собрания.

Председателя палаты и половину аудиторов назначает на должно-

сти и освобождает от них Государственная дума, заместителя председа-

теля и половину аудиторов — Совет Федерации.18 Счетная палата — посто-

янно действующий орган государственного финансового контроля под-

отчетный парламенту. Палата осуществляет контрольно-аналитические

мероприятия относительно планируемых реализуемых и уже произве-

денных государственных расходов. В сферу компетенции палаты вхо-

дит:

1. Контроль за исполнением доходных и расходных статей феде-

рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

2. Определение обоснованности и целесообразности государст-

венных расходов и использования федеральной собственности;

3. Финансовая экспертиза проектов федеральных законов связан-

ных с финансированием за счет средств федерального бюджета;

4. Контроль за законностью движения средств федерального бюд-

жета и внебюджетных целевых фондов в финансово-кредитных учреж-

дениях России;

5. Контроль за управлением и обслуживанием государственного

внутреннего и государственного внешнего долга, а также за законно-

стью и эффективностью реализации иностранных кредитов и займов. По

итогам своей работы Счетная палата предоставляет палатам парламента

информацию о ходе исполнения федерального бюджета. Полномочия

Счетной палаты распространяются на все государственные органы и уч-

реждения.

Кроме того, счетная палата вправе реализовать свои контрольные

полномочия в отношении всех органов местного самоуправления, пред-

приятий и организаций в независимости от форм собственности и не-

коммерческих организаций, которые получают, перечисляют, использу-

ют средства федерального бюджета, используют федеральную собст-

17 См. Конституция Российской Федерации. М. 1993. Ст. Ст. 104,106.

18 См. Закон «О Счетной палате Российской Федерации». Собрание законодательства РФ (СЗ РФ),

1993. № 3. ст. 167.

17

венность, также имеют предоставленные федеральным законодательст-

вом налоговые или иные льготы и преимущества. Осуществляя свою

деятельность, палата имеет право проводить ревизии и проверки. В слу-

чаях выявления нарушений, наносящих государству прямой непосредст-

венный ущерб. Счетная палата может давать обязательные для исполне-

ния администрацией проверяемой организации предписания. Неодно-

кратное неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний слу-

жит основанием для принятия Коллегией Счетной палаты решения о

приостановлении всех видов финансовых операций по счетам данной

организации.