19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Важным пред-

ставляется установление запрета на право бюджетных учреждений по-

лучать кредиты у кредитных организаций, у прочих юридических и фи-

зических лиц, за исключением ссуд из бюджетов и государственных

внебюджетных фондов.134

В период с 2002 г. по 2008 г. расходы России на погашение и об-

служивание внешнего долга будут составлять, ежегодно $14 — $16 млрд.

При этом, основная часть выплат будет приходиться на новый россий-

ский долг (еврооблигации и платежи Международным финансовым ор-

ганизациям, — $8-10 млрд. ежегодно), а эти долги нельзя реструктуриро-

вать.

В ближайшие 6 лет России предстоит выплатить более $100 млрд. В

результате будет погашено примерно 40% суммы основного долга, т.е. $50

млрд., примерно такую же сумму составят платежи по обслуживанию

внешнего долга. Столь высокие процентные платежи по кредитам характе-

ризуют в действительности те невыгодные для России условия, на которых

эти кредиты предоставлялись — до 15% годовых в валюте. Сегодня кредиты

предоставляются России под 9-10% годовых в валюте, заметим, что для

других стран Большой Восьмерки ставки кредитования составляют 3-5%.

На 2003 год приходится первый и при этом самый крупный пик пла-

тежей по внешнему долгу. Выплаты в 2003 году, по оценкам на июль 2002

г., должны составить уже более $17.5 млрд. Это примерно 30% от расходов

федерального бюджета, в других сравнениях это — 7% годового ВВП Рос-

сии, — 25% национальных сбережений. Более того, платежи в 2003 году в

основном концентрируются в пределах двух-трех месяцев, что существен-

но может затруднить процесс управления денежной наличностью и испол-

нение федерального бюджета.

внешний долг России, и это без учета процентных платежей), другие специалисты утверждают, что

только подобное решение могло позволить России сохранить свои позиции на внешних финансовых

рынках, и собственность находящуюся за рубежом.

134 СЗРФ. 1998. № 31, ст.3823, ст.118.

132

6. Правовое регулирование обязательного государственного страхо-

вания за счет средств бюджета

В Законе Российской Федерации от 27 ноября 1992 года данное

понятие сформулировано следующим образом: «страхование — это отно-

шения по защите имущественных и личных интересов физических и

юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых

случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими

страховых взносов»135.

Страхование представляет собой одновременно и экономическую,

и правовую категорию. В литературе можно встретить указание на то,

что страхование регулируется нормами гражданского права136. Такое ут-

верждение не совсем верно. Нормы гражданского права регулируют

возникновение страховых правоотношений, права и обязанности их

субъектов, закрепляют объекты страхования, условия договора страхо-

вания, форму договора, условия освобождения страховщика от обязан-

ностей по страховому обязательству. В тоже время нормы финансового

права регулируют формирование страховых фондов, взаимоотношения

фондов с государственными финансовыми органами, с бюджетной сис-

темой, а также порядок использования средств фондов страхования;

компетенцию органов государственной власти в данной сфере, осущест-

вление государственного регулирования страховой деятельности и т.п.

Сказанное определяет тот факт, что страхование регулируется нормами

двух отраслей права и, соответственно, является предметом изучения

двух научных правовых дисциплин и предметом двух учебных курсов. В

тоже время экономическая категория «страхование» — специфический

объект экономической науки. В настоящем разделе рассматриваются те

стороны правоотношений по поводу страхования, которые регулируют-

ся финансовым правом.

Правовую базу регулирования образует комплекс нормативно-

правовых актов. Конституция Российской Федерации определяет, что

гражданам гарантируется государственное социальное страхование, а

негосударственное добровольное страхование — поощряется137. Во вто-

рой части Гражданского Кодекса правовому регулированию страхования

посвящена целая глава138. При этом некоторые из статей кодекса имеют

принципиальный, определяющий характер для соответствующих норм

финансового права. В частности, это ст. 927, которая гласит: «В случаях,

когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страхо-

вать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других

лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за

135 ВВС РФ, 1993, № 2, ст. 56, ст. 2.

136 См.: Что должен знать страхователь об обязательном медицинском страховании / Под ред. И.