19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Институт реструктуризации долга сущест-

вует и по своей сути правомерен исходя из специфики такого участника,

как государство. Связано это с принципом, согласно которому государ-

ство не может быть признано «банкротом», его неплатежеспособность

приводит к реструктуризации долга, что, по сути, является рассрочкой

погашения задолжности.

Вероятно, не следует опираться на одну и ту же правовую норму

говоря о реструктуризации внешнего и внутреннего долга. В законода-

тельстве адекватно отражены положения, касающиеся внутреннего и

внешнего долга, в отдельности.

Накануне принятия Бюджетного кодекса Верховный суд РФ в свя-

зи с заявлениями о признании не законным Указа Президента РФ «Об

организации работы оп погашению отдельных видов государственных

видов государственных ценных бумаг» от 7 августа 1998 года

высказал следующее мнение: «Реструктуризация части внутреннего дол-

га – это властное отношение, то есть односторонняя

воля государства, основанная на власти и обеспечиваемая государствен-

131 ст. 105 п.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. С 3 РФ 1998 № 31.

132 Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Бюджет-

ный кодекс Российской Федерации» от 19 июля 2000 года. П. 37.

130

ным принуждением, производимая в интересах защиты государства и

населения».

Вполне очевидно, что данное определение в принципе противоречит

смыслу вышепроцитированной ст. 105 действующего бюджетного кодекса

в редакции Федерального закона 19 июля 2000 г.

Однако для того момента оно было адекватным , т.к. вполне соответ-

ствовало действовавшему законодательству.

Новый Бюджетный кодекс исключает подобную позицию государст-

ва. Вероятно, необходимо внести ряд пояснений по связанных с конкрет-

ными параметрами государственного долга Российской Федерации.

Долги Союза ССР

До 1983 года внешний долг России (доля России в обязательствах

СССР) не превышал $5 млрд. (1-1.5 % ВНП страны).

Союз ССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, свое-

временно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства.

Впрочем, суммы займов были не в пример современным.

Однако, в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На

внешнем рынке заняли более $15 млрд. (внешний долг составил уже 5%

ВНП). В 1986 сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта),

а в 1989 году внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП).

Еще $30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 — 1991

годах, — когда западные государства предоставили СССР ряд многомилли-

ардных кредитов.

К концу 1991 года внешний долг России составил $57 млрд.(10%

ВНП). Именно с этой суммы начинались переговоры с зарубежными кре-

диторами о правоприемстве Советских долгов.

28 октября 1991 года 12 советских республик (кроме прибалтийских)

подписали Меморандум «О взаимопонимании относительно долга ино-

странным кредиторам СССР», взяв на себя солидарную ответственность за

советский долг.

Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов

Союза ССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря

1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю

ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую до-

лю в активах бывшего СССР. России тогда перешло 61,3 % советской за-

долженности, т.е. примерно $57 млрд. (7 стран бывшего СССР не постави-

ли свои подписи под Договором).

Однако, спустя 16 месяцев (2 апреля 1993 года) Правительство Рос-

сийской Федерации заявило о взятии на себя всех обязательств бывших

Советских республик по погашению внешнего долга СССР взамен на их

отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вари-

ант) — таким образом, весь государственный внешний долг бывшего СССР

($93 млрд.) перешел к России.133

133 Однозначной трактовки данного факта в России не существует до сих пор, одни считают, что

это была громадная ошибка, которая стоила стране $36 млрд. (именно на такую сумму увеличился

131

Долги Российской Федерации

Суммарный государственный внешний долг России на 1 июля

2002 года составлял порядка $132 млрд. (оценка Минфина).

Внешний долг России официально подразделен на:

• Долг бывшего СССР ($63,2 млрд. — на 1 января 2002 г.).

• Долги России, накопленные после 1992 года ($66,9 млрд. — на 1

января 2002 г.).

Общая сумма выплат России в 2002 году составит $14,2 млрд.

(Сумма процента к выплате по долгу бывшего СССР в 2002 году соста-

вит — $7,3 млрд., по долгу новой России — $6,9 млрд.).

Кодекс определяет также назначение и содержание программ го-

сударственных внешних и внутренних заимствований, порядок эмиссии

государственных и муниципальных ценных бумаг, регламентирует пре-

доставление государственных гарантий Российской Федерации, субъек-

тов Российской Федерации и муниципальных гарантий.