19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




долларов США без учета неурегулированной

задолженности Российской Федерации в переводных рублях.

Верхний предельный размер государственных внешних заимство-

ваний РФ в форме несвязанных финансовых кредитов на 2002 г. уста-

навливается в сумме 2,19 млрд. долл. США (ст. 112 ФЗ «О федеральном

бюджете на 2002 год»).

128 СЗРФ. 1998. № 31, ст.3823, ст.98.

128

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ

не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и по-

гашению государственного внешнего долга России.

При этом, Правительство Российской Федерации вправе осущест-

влять внешние заимствования в объеме свыше установленного феде-

ральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год

предельного объема государственных внешних заимствований, если при

этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного

внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслу-

живание, в рамках установленного предельного объема государственно-

го внешнего долга.

Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять

внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного

федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансо-

вый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего)

долг вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на об-

служивание государственного долга в рамках установленного федераль-

ным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год

объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга)

и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным зако-

ном о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Реструктуризация государственного долга. Бюджетный кодекс

принятый 17 июля 1998 пунктом вторым статьи 105 определил: в прин-

ципе реструктуризация государственного долга означает его преобразо-

вание.

«Под реструктуризацией долга в целях настоящего Кодекса пони-

мается погашение долговых обязательств с одновременным осуществле-

нием заимствований (принятием на себя других долговых обязательств)

в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных

условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погаше-

ния»129.

Данный пункт 105 ст. был существенно изменен Федеральным зако-

ном РФ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ». В

новой редакции он выглядел следующим образом:

«Под реструктуризацией государственного долга понимается осно-

ванное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих

государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых

обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающие

другие условия обслуживания и погашения обязательств»130.

Важнейшим положением данной нормы закона является то, что ре-

структуризация государственного долга – этот прекращение долговых обя-

зательств основанное на соглашении. С формальной юридической точки

129 ст. 105 п.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. С 3 РФ 1998 № 31.

130 Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Бюджет-

ный кодекс Российской Федерации» от 19 июля 2000 года. П. 37.

129

зрения, вероятно следовало бы изложить текст в следующей редакции:

«погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением за-

имствований» на «прекращение долговых обязательств», поскольку при

реструктуризации прекращаются старые обязательства в пользу новых, бо-

лее выгодных, меняются условия договора, старые долговые обязательства

не погашаются, погашаются на новых условиях.

Пункт второй был оставлен без изменений:

«Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным

описанием (сокращением) суммы основного долга»131.

В данном тексте нормы вероятно следовало бы уточнить, каким

образом осуществляется списание (сокращение) суммы основного долга,

исходя из общего соглашения или в одностороннем порядке.

Третий пункт 105 статьи Бюджетного кодекса также был изменен

в 200 г. Его новая действующая в настоящее время, редакция определя-

ла:

«Сумма обслуживания реструктурируемого долга не включается в

объеме расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем

году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируе-

мых обязательств»132.

Внесенные дополнения не изменили сути этого пункта, он отлича-

ется от прежнего лишь формулировкой.

Законодательная база, регулирующая реструктуризацию государ-

ственного долга, представлена не адекватно, не удовлетворяет потреб-

ности правового регулирования и эффективного управления государст-

венными заимствованиями.