19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




В субъектах фе-

дерации действует аналогичная конструкция.

Правовое регулирование внешнего государственного долга ба-

зируется на нормах международного и российского права и определяет-

ся межгосударственными соглашениями и соглашениями Российской

Федерации с международными финансовыми организациями.

Бюджетный кодекс устанавливает формы долговых обязательств

Российской Федерации, ее субъектов и формы муниципального долга.

Для Российской Федерации это, во-первых, кредитные соглашения и до-

говоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными

организациями, иностранными государствами и международными фи-

нансовыми организациями в пользу этих кредиторов; государственные

ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации; догово-

ры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации

и договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению ис-

полнения обязательств третьими лицами. Кроме того, долговые обяза-

тельства Российской Федерации могут существовать в форме соглаше-

ний и договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обяза-

тельств Российской Федерации прошлых лет и переоформления долго-

вых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Фе-

дерации на основе принятых федеральных законов.

Аналогичны по существу формы существования государственного

долга субъекта Российской Федерации. Муниципальный долг функцио-

нирует в виде кредитных соглашений и договоров, заключенных муни-

ципальным образованием; муниципальных займов; договоров о предос-

тавлении муниципальных гарантий и долговых обязательств юридиче-

ских лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых

актов органов местного самоуправления.

Различаются сроки погашения федерального государственного

долга, долга субъекта Российской Федерации и муниципального долга.

Для федерального долга предусмотрена возможность краткосрочных (до

одного года), среднесрочных (от одного года до пяти лет) и долгосроч-

ных (от пяти до 30 лет) обязательств. Сроки погашения долговых обяза-

тельств субъектов Российской Федерации определяются условиями за-

имствований, но не могут превышать 30 лет. Аналогичная конструкция

определена для муниципального долга, но срок погашения не может

превышать 10 лет.

Кодексом дифференцировано определяется право государствен-

ных внешних заимствований Российской Федерации, право внешних за-

имствований субъектов Российской Федерации, право государственных

внутренних и муниципальных заимствований. Установлено, в частности,

что право осуществлять внешние заимствования от имени Российской

Федерации принадлежит Правительству Российской Федерации или

127 См.: ВВС РФ, 1993, № 1, ст. 4, ст. 4.3, 5.

127

уполномоченному им ответственному федеральному органу исполни-

тельной власти. Право на внешние заимствования имеют только те субъ-

екты Российской Федерации, бюджеты которых не получают финансо-

вую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Законодательно установлено определение понятия «реструктури-

зация долга». Согласно кодексу, этот термин означает погашение долго-

вых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в

объемах погашаемых долгов, причем устанавливаются иные условия об-

служивания долговых обязательств и сроки их погашения. Реструктури-

зация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением)

долга. Последнее положение кодекса несколько неконкретно, так как не-

ясно, возможно ли сокращение долга, с точки зрения законодателя, по

воле кредитора или для этого необходимо соглашение сторон — участни-

ков правоотношений. В кодексе имеется точное указание о том, что од-

ностороннее «изменение условий выпущенного в обращение государст-

венного займа, в том числе сроков выплаты, срока обращения, не допус-

кается»128. Но речь здесь идет только о займах, другие формы долговых

обязательств не упомянуты. В то же время и пункт 4 статьи 817 Граж-

данского кодекса Российской Федерации гласит о запрещении измене-

ний условий «выпущенного в обращение займа». Вероятно, означенная

позиция требует законодательного уточнения, так как из текста кодекса

нельзя сделать точных выводов.

Важными являются положения о предельном объеме государст-

венного долга Российской Федерации и предельных объемах государст-

венных заимствований Российской Федерации. Предельные объемы го-

сударственного внутреннего долга и государственного внешнего долга

России утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на

очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения

обязательств, (ст. 106 БК РФ).

Так, в ст. 107 БК РФ устанавливается верхний предел государст-

венного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2003 года

по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 752,1 млрд.

рублей.

В ст. 113 устанавливается по состоянию на 1 января 2003 года, что

верхний предел государственного внешнего долга Российской Федера-

ции в сумме 130,2 млрд.