19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Опыт

финансовой политики Союза ССР оставил примеры фактически вынуж-

денного принятия держателями условий такой формы рефинансирова-

ния: так, задолженность по государственному трехпроцентному внут-

реннему выигрышному займу 1966 года погашалась обменом старых об-

лигаций на облигации внутреннего выигрышного займа 1982 года и ни-

какой альтернативы у держателей при этом не было. Еще ранее, в 50-х

годах аналогичным способом неоднократно погашались казначейские

обязательства.

Один из методов управления государственными внутренним дол-

гом является его консолидация123. Консолидация означает операцию по

продлению срока действия ранее выпущенных займов (краткосрочных и

среднесрочных) и превращение их в долгосрочные или бессрочные.

В качестве другого метода управления государственным внутрен-

ним долгом используется конверсия124. При конверсии осуществляется

изменение доходности займа: например, снижается процентная ставка

дохода, выплачиваемая государством своим кредиторам. Изменение

процентной ставки в сторону повышения, естественно, случай, скорее,

гипотетически предполагаемый, чем реальный. В Союзе ССР конверсия

в форме понижения процентных ставок осуществлялась систематически:

в 1936 году таким образом было конвертировано 7 займов, размещенных

по подписке в предыдущие годы, в 1938 году была проведена конверсия

свободнообращающихся займов, сопровождавшаяся обменом облига-

ций, причем срок займа увеличен с 10 до 20 лет. В 1947 году было кон-

вертировано 11 займов, причем обмен облигаций на новые осуществлял-

ся в пропорции 3:1125. Конверсия в советской финансовой политике по

своему реальному значению и содержанию очень близка рефинансиро-

ванию.

123 От лат. — сращивать.

124 От лат. —превращение.

125 См.: Финансово-кредитный словарь, т. II, М., 1994, с. 64.

125

Унификация126 займов — т.е. обмен нескольких займов на один,

часто сопутствует консолидации и конверсии.

В условиях, когда операции по выпуску новых займов становятся

не эффективны, например, когда потенциальные держатели облигаций в

результате утраты доверия к эмитенту перестают их приобретать, госу-

дарство может прибегнуть к отсрочке погашения конкретного займа

или вообще всех ранее выпущенных займов.

Самая кардинальная крайняя мера в управлении внутренним дол-

гом – аннулирование его, т.е. вообще отказ государства от долговых

обязательств перед кредиторами. В отечественной истории финансового

права пример такого решения — постановление Всероссийского Цен-

трального Исполнительного Комитета, которым в январе 1918 года были

аннулированы все без исключения обязательства по российским госу-

дарственным ценным бумагам. Очевидно, что обосновать подобный акт

с правовой точки зрения невозможно.

Совершенно другие представления об управлении внутренним го-

сударственным долгом реализовывались в России в последние годы. По-

сле ликвидации Союза ССР в подтверждение правопреемства Прави-

тельства Российской Федерации по облигациям Государственного внут-

реннего выигрышного займа 1982 года было принято решение о выпуске

Российского выигрышного займа 1992 г. Этот займ стал инструментом и

погашения, и рефинансирования займа 1982 года одновременно. Все об-

лигации данного займа, в соответствии со специальным Постановлением

Правительства РФ, подлежали обмену на облигации займа 1992 года по

номиналу и с учетом компенсации на 1 апреля 1991 г. При этом, вла-

дельцам облигаций 1982 года предоставлен выбор: либо обменять их на

облигации 1992 года, либо получить доход от продажи облигаций, кото-

рый зачислялся во вклады в учреждениях Сберегательного банка РФ.

Обслуживание внутреннего государственного долга, т.е. осущест-

вление конкретных операций по размещению долговых обязательств, по

выплате дивидендов по ним в виде процентов или в другой форме и по

погашению долговых обязательств осуществляет Центральный банк

России. Министерству финансов в этом процессе отведена консульта-

тивная роль, оно же непосредственно и выпускает внутренние государ-

ственные займы.

Управление государственным внутренним долгом возложено за-

конодательством на Правительство РФ. Оно определяет порядок, усло-

вия выпуска и размещения долговых обязательств государства. Прави-

тельством ежегодно (не позднее мая текущего года) публикуются дан-

ные о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий

финансовый год. Контроль за государственным внутренним долгом

осуществляет Федеральное Собрание РФ. Парламент устанавливает

верхний предел долга (максимально возможный его размер) при утвер-

126 От лат. — один -Kfasere> — делать.

126

ждении бюджета и контролирует управление долгом127.