19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Нормы конституционного

права, гарантирующие свободу предпринимательства и иной не запре-

щенной законом деятельности, обеспечивающие право частной собст-

венности, являются фундаментальными основополагающими принципа-

ми, определяющими, в частности и природу финансовых правоотноше-

ний. Не менее важно запрещение экономической деятельности, направ-

ленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.13 Нормы

конституционного права закрепляют обязательность уплаты установ-

ленных налогов и сборов, принципы организации обращения финансов,

систему принятия законов, связанных с бюджетным финансированием и

12 Теория права и государства. Учебник для студентов и аспирантов юридических вузов и факуль-

тетов./Ред. проф. Г.Н. Манов. М. БЕК. 1996. с. 149.

13 См.: Конституция Российской Федерации. М. 1993. ст. 34.

14

т.д.14 Особое внимание в конституционном праве уделено бюджетной

деятельности, системе разработки и принятия бюджета. В конституциях

национально-государственных образований и уставах административно-

территориальных объединений – субъектов РФ вопросы бюджетного

права так же нашли отражение, что соответствует федеральной консти-

туции.

Источником финансового права является Гражданский кодекс РФ

(ГК РФ). Кодекс содержит нормы права, определяющие такие категории

как «юридическое лицо», «физическое лицо», хозяйственные товарищества

и т.п. Без соответствующих дефиниций кодекса в принципе не возможно

осуществление правового регулирования, в том числе и регулирования фи-

нансовых правоотношений. Кроме того, кодекс прямо регулирует правоот-

ношения между субъектами финансового права — предпринимателями и го-

сударственными органами. Это относится в частности к статьям, опреде-

ляющим права сторон при заключении государственного контракта.15

Нормы финансового права содержит Уголовный кодекс РФ, всту-

пивший в силу с 01.01.97 г., это в частности ст. 172, трактующая о незакон-

ной банковской деятельности, ст. 176, устанавливающая ответственность за

незаконное получение кредита и другие. Среди источников российского

финансового права – Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях, вступивший в силу с 1 июля 2002 года (с изменениями и

дополнениями), в частности его статьи, связанные с валютным регулирова-

нием, нарушением государственной дисциплины цен и другие16.

Единой кодификации финансового права в Российской Федерации не

существует, вряд ли она в принципе возможна и целесообразна.

С 1993 года действовал Таможенный кодекс Российской Федерации,

с 1 января 2004 года вступил в силу новый Таможенный Кодекс. Значи-

тельная часть норм таможенных кодификаций содержит положения финан-

сового права.

Самостоятельными источниками финансового права являются мно-

гочисленные федеральные конституционные законы и федеральные зако-

ны, а так же подзаконные акты: указы Президента, постановления Прави-

тельства, акты государственных финансовых органов Федерального значе-

ния: Центрального банка России, Министерства финансов РФ, некоторые

акты Федеральных служб и Федеральных агентств. В качестве источников

финансового права выступают акты исполнительной власти и акты легис-

латур субъектов РФ, акты муниципального самоуправления.

В российской правовой системе судебный прецедент не играет роли

источника финансового права, т.к. по смыслу ст. 126 и 127 Конституции

РФ высшие судебные инстанции — Пленумы Верховного суда РФ и Высше-

го Арбитражного суда РФ в своих постановлениях дают лишь разъяснения

по вопросам судебной практики.

14 См.: Там же. ст. 57,74,75, 104.

15 См. Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч. 1 и П. М. 1996. ст. 17-65, ст. 525-534.

16 См. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.:2002.

15

2. Финансовый контроль. Органы финансового контроля

1. В финансовых правоотношениях одной из сторон является го-

сударство, выступающее в лице уполномоченных органов. Это опреде-

ляет неравенство субъектов правоотношений.

2. Объект финансовых правоотношений — наличные деньги, безна-

личные деньги, денежные обязательства.

3. Права и обязанности сторон в таких правоотношениях устанав-

ливаются нормативными актами, которыми предусматриваются основа-

ния их возникновения, изменения и прекращения.

Финансовые правоотношения подразделяются на бюджетные,

кредитные, налоговые, по поводу взимания неналоговых сборов, по по-

воду страхования, обращения национальной и иностранной валюты и

т.д. Возникают и осуществляются эти правоотношения между органами

государственной власти, между финансовыми органами и юридически-

ми лицами, между финансовыми органами и физическими лицами, меж-

ду финансово-кредитными органами.

Финансовый контроль представляет собой контроль за аккуму-

ляцией, распределением и использованием ресурсов всех институтов

финансовой системы.