19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Ко-

декс устанавливает, что государственным долгом Российской Федера-

ции «являются долговые обязательства Российской Федерации перед

физическими и юридическими лицами, иностранными государствами,

международными организациями и иными субъектами международного

права»110. В данном определении важно, что оно объединяет категории

внешний и внутренней государственный долг, трактует их как единое

понятие.

Государственный долг Российской Федерации, согласно кодексу,

обеспечивается без каких-либо условий всем находящимся в федераль-

ной собственности имуществом, составляющим государственную казну,

причем органы государственной власти обязаны использовать все пол-

номочия по формированию доходов федерального бюджета для погаше-

ния и обслуживания государственного долга.

Кодекс определяет также понятия «государственный долг субъек-

та Российской Федерации» и «муниципальный долг» и устанавливает

формы их существования.111 Управление государственным и муници-

пальным долгом осуществляют соответствующие органы исполнитель-

ной власти.

Формы государственного долга:

Государственный долг подразделяется на капитальный и теку-

щий. Капитальный долг образует сумма выпущенных и непогашенных

долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны

быть по ним выплачены. Текущий долг образуют расходы по выплате

доходов всем кредиторам государства и расходы по погашению обяза-

тельств, срок которых наступил.

Процитированный выше Закон РФ «О государственном внутрен-

нем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. является актом,

закрепляющим правовые основы государственного кредита и государст-

венного долга. Небольшой по объему (всего б статей) данный акт скон-

центрировал все наиболее важные положения финансового права в этой

109 ВВС РФ, 1993 № 1, ст. 4, ст. 1.

110 СЗРФ. 1998. № 31, ст.3823, ст.97.

111 Там же, ст.99,100.

120

сфере. Согласно его второй статье долговые обязательства могут быть

выражены в трех формах:

1. Кредиты, получаемые государством в лице Правительства Рос-

сийской Федерации.

2. Государственные займы, осуществляемые посредством выпуска

ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации.

3. Иные долговые обязательства, гарантированные правительст-

вом. Долговые обязательства могут быть краткосрочными — до 1 года,

среднесрочными — от 1 года до 5 лет и долгосрочными — от 5 до 30 лет.

Все долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются

условиями займа, причем сроки эти не могут превысить 30 лет. Россий-

ская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам

субъектов федерации, если они не были гарантированы федеральным

правительством. Формы долговых обязательств субъектов и условия их

выпуска определяются органами власти данных субъектов.

После принятия Закона РФ «О внесении изменений и дополнений

в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 26

апреля 1995 года первая из названных форм утратила свое приоритетное

практическое значение. Дело в том, что согласно данному акту Цен-

тральный Банк в обычной практике «не вправе предоставлять кредиты

Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита»112, а до

этого именно ЦБ РФ фактически являлся основным источником кредита

для государства в лице Правительства.

Равным образом ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты на фи-

нансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и

внебюджетных фондов. Впрочем, юридически кредиты, получаемые го-

сударством в лице Правительства, как форма долгового обязательства,

окончательно не были упразднены.

Реально основной формой государственного внутреннего долга

являются государственные займы. Государственные займы — это кре-

дитные отношения между государством (в лице Правительства) и его

кредиторами — юридическими и физическими лицами, которые оформ-

лены выпуском и размещением среди этих кредиторов государственных

ценных бумаг. Важно отметить, что принцип добровольности выпуска

ценных бумаг закреплен в Конституции Российской Федерации113. За-

крепление данного принципа в акте высшей юридической силы — свиде-

тельство отказа от советских социалистических методов финансовой по-

литики. Этот же принцип нашел отражение в Гражданском кодексе

РФ114.

112 СЗ РФ 1995 №18, ст. 1593, ст. 22.

113 Конституция Российской Федерации, М., 1993, ст. 75, п. 4.

114 См.: ГК РФ, Ч.1-П, М, 1996, ст. 817.

121

Самый распространенный вид ценных бумаг по государственным

займам — облигации внутреннего государственного займа.