19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Сберегательное дело

в России всегда находилось в руках государства, сберегательные кассы

подлежали ведению Управления при Совете Государственного банка.

Открывались сберегательные кассы при казначействах и отделениях Го-

сударственного банка. После большевистской революции 1917 года сбе-

регательные кассы были присоединены в Народному банку, с 1920 года

находились в ведении Народного Комиссариата финансов, а затем были

переданы в ведение Государственного банка СССР. Во время реформы

банковского дела в 1988 году сберегательные кассы были преобразова-

ны в Сберегательный банк СССР. Этот банк обслуживал не только фи-

зических, но и юридических лиц. В связи в ликвидацией СССР он был

объявлен собственностью России.

Законом РСФСР от 2 декабря 1990 года Сбербанк был преобразо-

ван в акционерный коммерческий банк, учредителем которого, согласно

Устава, являлся Банк России. Государство использует хранящиеся в

Сбербанке денежные средства юридических и физических лиц в качест-

ве кредитных ресурсов для погашения обязательств по внутреннему

долгу. В тоже время оно гарантирует сохранность средств и выдачу

вкладов по первому требованию вкладчиков.

107 Брегель Э.Я. Денежное обращение и кредит капиталистических стран. — М.: Финансы, 1973, с.

342.

118

5. Государственный кредит и государственный долг

Государственный кредит108 с юридической точки зрения пред-

ставляет собой регламентируемые законодательством правоотношения

между государством и юридическими и физическими лицами по поводу

аккумуляции на добровольных началах государством временно свобод-

ных денежных средств юридических и физических лиц на основе воз-

вратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного де-

фицита и регулирования денежного обращения.

Существо государственного кредита связано с фундаментальными

принципами кредита вообще. Это добровольность, срочность, возврат-

ность и возмездность. Отношения по любому займу не могут иметь иной

основы. Однако, при этом, отношения по государственному кредиту

имеют весьма важные особенности.

Главная из них — свойственное всем финансово-правовым отноше-

ниям между государством и юридическими и физическими лицами при-

вилегированное положение государства. Государство, являясь должни-

ком, тем не менее обладает исключительными правами в

.правоотношении. Кредиторы государства не имеют прав по примене-

нию мер принуждения к должнику, как это имеет место в частноправо-

вых отношениях, например, при банковском кредите.

Кроме этого, особое положение государства определяет, что оно

осуществляя долгосрочный займ, не обеспечивает выполнение своих

обязательств ни залогом, никаким другим способом (выплатой, напри-

мер, компенсации ущерба, понесенного в результате просрочкой выпол-

нения обязательства).

История финансового права России знает примеры совершенно

необоснованных с правовой точки зрения решений касающихся управ-

ления государственным долгом. Так, январе 1918 года Постановлением

Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета были анну-

лированы все без исключения обязательства по российским государст-

венным ценным бумагам, то есть государство отказалось от долговых

обязательств перед кредиторами.

Более того, иногда государственные займы имели принудитель-

ный характер. В СССР на протяжении многих лет вплоть до 50-х годов

имела место практика принудительного размещения займов по подписке

и даже, особенно в провинции, выдача части заработной платы облига-

циями государственных займов. В демократических государствах вы-

пуск принудительных займов теоретически возможен в экстренных ус-

ловиях, например, во время войн и практиковался в прошлом.

Финансово-правовые отношения, связанные с государственным

кредитом, образуют внешний и внутренний государственный долг.

Внутренний государственный долг составляет сумма задолженности го-

108 От лат. — ссуда, долг.

119

сударства по непогашенным долговым обязательствам (облигациям) и

невыплаченным по ним процентам.

По определению федерального закона 1993 г. государственным

внутренним долгом России «являются долговые обязательства Прави-

тельства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Фе-

дерации, перед юридическими и физическими лицами, если иное не ус-

тановлено законодательными актами Российской Федерации». Обеспе-

чивается внутренний долг всеми активами, находящимися в распоряже-

нии Правительства109.

В Бюджетном кодексе, который, напомним, является федеральной

кодификации, определение государственного долга несколько иное.