19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Содержание и конкретные позиции этих актов базируются на

двух законах общего характера: Законе РСФСР «Об основах бюджетно-

го устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 года

и Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Феде-

рации» от 15 августа 1996 года.

Бюджетный кодекс сформировал единый комплекс норм, должен-

ствующих регулировать расходы бюджетов всех уровней. В частности,

такое единство определяется статьей 65, которая гласит: «Формирование

расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Фе-

дерации базируется на единых методологических основах, нормативах

минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказа-

ние государственных услуг, устанавливаемых Правительством Россий-

ской Федерации». В соответствии с их экономическим содержанием,

расходы подразделяются кодексом, как это было закреплено и преды-

дущим бюджетным законодательством, на текущие расходы и капиталь-

ные расходы.

Важным представляется законодательное закрепление форм рас-

ходов бюджетов. Всего кодекс предусматривает 9 конкретных форм:

• ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

• средства на оплату товаров, работ и услуг выполняемых физи-

ческими и юридическими лицами по государственным и муниципаль-

ным контрактам;

• трансферты населению;

• бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налого-

вые кредиты, отсрочки, рассрочки по уплате налогов и платежей и дру-

гих обязательств);

• субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

• инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь соз-

даваемых юридических лиц;

116

• бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам

других уровней бюджетной системы Российской Федерации и государ-

ственным внебюджетным фондам;

• кредиты иностранным государствам;

• средства на обслуживание и погашение долговых обязательств,

в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Вводя понятие «трансферты населению», закон точно определил

его юридическое содержание, устанавливая виды трансфертов. К ним

отнесены ассигнования на реализацию органами местного самоуправле-

ния обязательных выплат населению, которые установлены государст-

венными нормативными актами и актами органов местного самоуправ-

ления; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов населе-

ния, возникающих как результат принятия государством решений, уве-

личивающих бюджетные расходы или сокращающих бюджетные дохо-

ды и ассигнования на осуществление отдельных государственных пол-

номочий, передаваемых на другие уровни власти.105

Бюджетный кодекс определяет, кроме того, порядок выделения

бюджетных кредитов юридическим лицам, не являющимся государст-

венными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджет-

ных кредитов государственным и муниципальным унитарным предпри-

ятиям, порядок предоставления субсидий и субвенций юридическим ли-

цам и гражданам-предпринимателям.

Статья 83 Бюджетного кодекса устанавливает принципиально

важное положение, согласно которому введение законом или иным пра-

вовым актом новых видов расходов бюджета должно сопровождаться

введением тем же актом норм, определяющих источники и порядок фи-

нансирования новых видов расходов бюджета.

В целом надо сказать, что регламентация осуществления государ-

ственных и муниципальных расходов, устанавливаемая нормами Бюд-

жетного кодекса могла бы, в случае эффективного и точного примене-

ния закона, способствовать совершенствованию бюджетной политики.

Правовое регулирование сберегательного дела

Сберегательное дело тесно связано с государственным кредитом,

т.к. сбережения населения, находящиеся на хранении государства, и сче-

та юридических лиц являются важными кредитными источниками госу-

дарства. Правовое регулирование этой сферы базируется на двух феде-

ральных законах: «О Центральном банке российской Федерации (Банке

России)» 10 июля 2002 г. и «О банках и банковской деятельности» 2 де-

кабря 1990 г. в редакции Федерального закона от 30 июля 2003 г.106, а

также подзаконными актами.

105 См. СЗРФ. 1998. № 31, ст.3823, ст.69, 75.

106 См.: СЗ РФ 1995, № 18, ст. 1593; СЗ РФ 1996, № 6, ст. 492.

117

В России собственно сберегательные учреждения возникли впер-

вые в 1841 году в Петербурге и Москве при Государственных сохранных

казнах. До этого времени вклады населения принимал Государственный

заемный банк, который был создан в 1786 году вместо ликвидированно-

го Дворянского банка. Государственный заемный банк, однако, в основ-

ном ориентировался на выдачу ссуд под залог недвижимости, прием

вкладов был для него функцией второстепенной107.