19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Разумеется, что кодекс предусматривает исключительно финансо-

вую ответственность за означенные правонарушения и санкции имеют

штрафной характер.

Следует отметить, что многие штрафные санкции выражены в

фиксированных денежных суммах. Так, например, грубое нарушение

правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения органи-

зацией, если эти деяния совершены в течение одного налогового перио-

да, согласно части 1, статьи 120, влечет за собой взыскание штрафа в

размере пяти тысяч рублей. Аналогично выражены штрафные санкции в

статьях 116, 117, 118 (п.1), 199 (п.1) и т.д. Следует отметить, что данная

система определения размеров штрафных санкций весьма несовершен-

на. В условиях инфляции предпочтительнее было бы исчислять штрафы

в количественных характеристиках, кратных минимальному размеру оп-

латы труда, как это принято в большинстве законодательных актов, пре-

дусматривающих штрафные санкции. Более эффективно исчисление

штрафов в процентном соотношении с доходами, сокрытыми от налого-

обложения. Там, где это возможно, данная методика в кодексе использо-

вана (например, статьи 119 (п.2), 122).

Обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение на-

логового преступления, является совершение означенного деяния лицом,

ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонаруше-

ние, причем в таком случае размер штрафа увеличивается на 100 про-

центов. При совершении одним лицом двух и более налоговых правона-

рушений, санкции взыскиваются за каждое из них без поглощения менее

строгой санкции более строгой из них.

114

Неналоговые доходы государства

Неналоговые виды доходов государства, так как они определены

соответствующими статьями Бюджетного кодекса, упомянуты в соот-

ветствующем разделе настоящего пособия. Единственное исключение

составляют доходы от проведения государственных лотерей. В статье 41

Бюджетного кодекса эта позиция не нашла отражения, хотя можно

предполагать, что она отнесена к категории «иные неналоговые дохо-

ды». Проведение лотерей осуществляется на добровольной основе. При

проведении любых государственных лотерей должны соблюдаться тре-

бования, установленные законодательством, в частности, соблюден по-

рядок выдачи разрешений на проведение лотерей. Право на проведение

лотерей имеют органы местного самоуправления, субъекты Российской

Федерации и федеральная власть.

Государственные расходы

Государственные расходы представляют собой затраты государст-

ва, осуществляемые в соответствии с финансово-плановыми актами, ут-

вержденными уполномоченными на то органами и предназначенные для

удовлетворения определенных потребностей общества. Содержание и

структура государственных расходов при этом зависят от целей, кото-

рые ставит государство перед собой, от задач, которые оно намеревается

решать и решает. Объективно приоритетную роль в государственных

расходах, если и не в количественном выражении, то первоочередности,

играют расходы на содержание установлении и институтов самой госу-

дарственной власти, а также на обеспечение гражданского мира и суве-

ренитета государства (полицейские учреждения, правоохранительные

органы, пенитенциарная система, вооруженные силы, разведка и контр-

разведка). Кроме того, государственные расходы, в большей или мень-

шей степени, ориентированы на стимулирования и развитие производст-

ва, фундаментальной и прикладной науки, образования, социального

обеспечения, культуры и на природоохранные программы.

Основным способом осуществления государственных расходов

является финансирование. Финансирование — безвозмездное и безвоз-

вратное предоставление денежных средств в разных формах для

осуществления конкретной деятельности соответствующих субъек-

тов. Бюджетное финансирование соответственно представляет собой

выделение денежных средств из бюджета того или иного уровня. Бюд-

жетные средства в форме финансирования предоставляются в первую

очередь бюджетным организациям, и государственным, и муниципаль-

ным унитарным предприятиям, то есть предприятиям, имущество кото-

рых находится в государственной или муниципальной собственности;

Предполагается при этом, что унитарные предприятия, основан-

ные на праве хозяйственного ведения, все свои производственные и не-

115

производственные расходы должны покрывать за счет собственных до-

ходов, а финансирование их расходов осуществляется только на кон-

кретные цели, установленные в законодательством порядке, например,

на капитальные вложения в приоритетные проекты.

Государственные предприятия, основанные на праве оперативного

управления, и некоммерческие (бюджетные) организации (государст-

венные образовательные учреждения, управленческие, социальные,

культурные учреждения) получают государственные средства в порядке

финансирования на все их расходы.

В настоящее время правовое регулирование государственных рас-

ходов осуществляется в первую очередь на основе ежегодно принимае-

мых федеральных законов о федеральном бюджете, соответствующих

законов субъектов Российской Федерации и актов местного самоуправ-

ления.