19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Финансовое право, являясь самостоятельной отраслью, относит-

ся к сфере права публичного, т.к. регулирует отношения, в которые

вступают с одной стороны юридические и физические лица, с другой

стороны — государство и уполномоченные им органы.

Описанная конструкция вполне соответствует дефинициям пуб-

личного и частного права сформулированным крупнейшим древнерим-

ским юристом III века н. э. Домицием Ульпианом, который определял:

«публичное право есть то, которое относится к положению римского го-

сударства, частное — то, что относится к интересам частных лиц».11 Если

удалить из этой формулировки один термин характеризующий конкрет-

11 См.: Покровский И.А. История римского права. СПб. 1998. С. 278.

12

ное государство (римское), данное определение приобретает универ-

сальное вневременное значение. Таким образом финансовое право с

полным основанием должно быть отнесено к публичному праву.

Властные предписания финансового права имеют определенную

специфику. В первую очередь они относятся к порядку взимания обяза-

тельных платежей в бюджетную систему и не бюджетные государствен-

ные фонды и определяют размеры таких платежей. Применительно к ре-

гулированию осуществления платежей добровольного характера (госу-

дарственные займы, эмиссия государственных ценных бумаг), так же

используется метод властных предписаний. Государство точно опреде-

ляет условия проведения названных мероприятий устанавливает, какие

условия являются обязательными и не могут быть изменены в результа-

те соглашения сторон вступивших в названные правоотношения.

Финансовая система Российской Федерации

Данную систему образует совокупность финансовых институтов,

т.е. групп взаимосвязанных, однородных отношений. К ним относятся:

1. Государственные финансы.

2. Финансы юридических лиц (учреждений, организаций, пред-

приятий с различной формой собственности).

3. Кредитование.

4. Страхование.

Государственные финансы образуют:

1. Бюджетная система — т.е. совокупность федерального бюджета,

бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

2. Внебюджетные целевые фонды. (Пенсионный фонд. Фонд обя-

зательного медицинского страхования, Фонд социального страхования).

3. Государственный кредит.

Финансы юридических лиц состоят из:

1. Финансов коммерческих предприятий.

2. Финансов общественных организаций, осуществляющих не-

коммерческую деятельность.

3. Финансов учреждений, осуществляющих некоммерческую дея-

тельность.

Кредитование. Данный институт образуют отношения между

коммерческими банками и лицами, заключившими с ними договоры

банковского счета или банковского вклада, отношения по поводу пре-

доставления банковских ссуд.

Страхование. Этот институт образуют социальное страхование,

личное страхование, страхование имущества, ответственности, страхо-

вание предпринимательских рисков.

13

Система финансового права обусловлена системой финансовых

правоотношений. Она подразделяется на две составляющие: Общую и

Особенную части. Такая конструкция вообще свойственна самостоя-

тельным отраслям права. Общая часть объединяет нормы финансового

права, которые устанавливают принципы финансовой деятельности го-

сударства, систему органов, осуществляющих финансовую деятель-

ность, формы финансового контроля.

Особенная часть объединяет нормы права, регулирующие право-

отношения в рамках соответствующих финансово-правовых институтов,

названных выше. Так в особенную часть входят группы норм, регули-

рующих отношения в области бюджетной системы, внебюджетных го-

сударственных фондов, государственных доходов и расходов, государ-

ственного кредита, банковского кредитования, денежного обращения и

валютного регулирования.

Источники финансового права

Под источниками права в юридической науке понимаются формы

объективирования, формы существования права. В современном отече-

ственном правоведении выработано и более точное определение. Со-

гласно нему «под источником права следует понимать обусловленный

характером правопонимания данного общества способ признания соци-

альных норм в качестве обязательных».12 История знает три формы объ-

ективирования права, три формы существования обязательных норм:

нормативно-правовой акт, судебный прецедент и правовой обычай. Спе-

цифика отрасли определяет безусловный приоритет нормативно-

правовых актов как источника финансового права. Источники россий-

ского финансового права это, в первую очередь, нормативно-правовые

акты представительной и исполнительной государственной власти и ор-

ганов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права.

Важнейший источник финансового права — Конституция Россий-

ской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г.