19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Этим тер-

мином, согласно закону, обозначается «обязательный взнос, взимаемый

с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из ус-

ловий совершения в интересах плательщиков сборов государственными

органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченны-

ми органами и должностными лицами юридически значимых действий,

включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений

(лицензий)»88. Особенностью сбора является то, что, в отличие от нало-

га, он индивидуально возмезден, то есть его уплата предполагает осуще-

ствление публично-правовых действий в пользу плательщика. Уплатив

сбор, субъект покупает право на предоставление каких-либо определен-

ных прав, право на выдачу лицензии, разрешение и т.п. Практически по-

нятие «сбор» в том значении, которое придано ему статьей 8 Налогового

кодекса, поглощает понятие «государственная пошлина», «платеж за

пользование природными ресурсами», «лицензионный сбор», «регист-

рационный сбор» и т.п. Видимо, такая унификация юридических поня-

тий должна иметь положительное воздействие на правовое регулирова-

ние, но это дело будущего, так как практическая реализация данного но-

вовведения станет возможной только после принятия второй части На-

логового кодекса.

Классификация налогов

В основу классификации налогов могут быть положены разные

основания, принципиально важные особенности.

Во-первых, форма возложения налогового бремени. Налоги разде-

ляются на подоходно-поимущественные, иначе их именуют прямые

налоги, и на налоги на потребление или косвенные. Прямые налоги

взимаются в процессе накопления материальных благ. Самый очевид-

ный пример — подоходный налог. Косвенные налоги (налоги на потреб-

ление) взимаются в процессе расходования материальных благ. Косвен-

ный налог устанавливается в виде надбавки к цене определенных това-

ров, причем юридически плательщиком налога является производитель

товара, он непосредственно платит, однако затем, включает в цену това-

ра и налог, а тем самым реальным плательщиком является потребитель.

Примеры такого косвенного налога — налог на добавленную стоимость,

акцизы, таможенная пошлина.

Подоходно-имущественные налоги в свою очередь подразделяют-

ся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с фактически

действительно полученной прибыли или дохода плательщика. Реальны-

ми налогами облагается не действительный доход, а предполагаемый,

88 СЗ РФ. 1998. № 31. ст.3824, ст.8.

102

обычный средний доход, который по всем основаниям и экономическим

условиям от той или иной собственности или деятельности должен по-

лучить плательщик. Как правило, реальными прямыми налогами облага-

ется имущество, например, доходный дом, отель, земельный участок.

Во-вторых, в зависимости от распределения сумм налоги подраз-

деляются на закрепленные и регулирующие. Закрепленные налоги на

длительный срок, полностью или в фиксированной доле закреплены как

источник доходной части конкретного бюджета. Например, подоходный

налог с физических лиц поступает в федеральный бюджет, что и закреп-

лено законодательно. Регулирующие налоги ежегодно перераспределя-

ются между нижестоящими бюджетами федеральными властями при ут-

верждении бюджета. Цель такого перераспределения — стремление сба-

лансировать бюджеты.

В-третьих, характер использования налогов определяет их при-

надлежность к группам общих налогов и целевых налогов. Большин-

ство налогов составляют первую группу, как правило, налоги не взима-

ются с целью покрытия конкретного расхода. Такая система была харак-

терна для ранней стадии развития налогообложения: например в средне-

вековой Англии в эпоху Плантагенетов, взимались королевские субси-

дии для ведения войн за французские земли. Современная бюджетная

система стремится избежать зависимости расходов от поступления кон-

кретных доходов, т.к. это могло бы стать дестабилизирующим фактором

для всей финансовой политики. В тоже время введение отдельных целе-

вых налогов бывает оправдано. Например, целевым является налог на

восстановление минерально-сырьевой базы, который уплачивают поль-

зователи недр.89 Здесь имеет место прямая зависимость между получен-

ными доходами и необходимыми затратами, которые таким образом

возмещают налогоплательщики. Чаще целевые налоги применяются в

местном налогообложении.

В зависимости от административно-территориального уровня на-

логи делятся на федеральные, субъектов федерации и местные.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, к феде-

ральным налогам и сборам отнесены: налог на добавленную стоимость;

акцизы на отдельные виды товаров и услуг и отдельные виды минераль-

ного сырья; налог на прибыль; налог на доходы от капитала, подоход-

ный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные

внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина;

налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-

сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводоро-

дов; сбор за право пользования объектами животного мира и воднобио-

логическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический на-

лог; федеральные лицензионные сборы.

89 СЗ РФ. 1995. № 110.