19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




дано определение государствен-

ной пошлины как федерального сбора. Но до принятия второй части На-

логового кодекса и установления в ней федеральных налогов и сборов

перечень, содержащийся в статье 13, не порождает каких-либо обязан-

ностей по их уплате.

Таким образом, взимание государственной пошлины осуществля-

ется на основании вышеназванного закона от 31 декабря 1995 года в ре-

дакции от 19 июля 1997 года. Согласно этому акту, государственная по-

шлина представляет собой плату за совершение уполномоченными го-

сударственными органами юридически значимых действий в пользу

юридических и физических лиц и выдачу им соответствующих докумен-

тов, имеющих правовое значение, перечень действий, за которые взима-

ется государственная пошлина, установлен Законом Российской Феде-

рации «О государственной пошлине».

К основаниям для уплаты пошлины относятся: исковые заявления

в суд, заявления по делам особого производства, кассационные жалобы,

выдача судом дубликатов документов; исковые заявления в арбитраж-

ный суд, заявления в суды общей юрисдикции и арбитражные суды по

преддоговорным спорам, заявления о пересмотре решений арбитражных

судов, совершение любых нотариальных действий, регистрация актов

гражданского состояния, выдача документов, удостоверяющих записи

актов гражданского состояния, оформление заграничных паспортов для

граждан Российской Федерации и въездных документов для иностран-

ных граждан, приезжающих в Россию, оформление приема в гражданст-

во Российской Федерации и выхода из гражданства Российской Федера-

ции по заявлению.

Плательщиками государственной пошлины являются граждане

Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и

юридические лица. При этом, если за совершением юридически значи-

84 СЗ РФ. 1996 № 35, ст. 4128; Там же. 1997. № 29. ст. 3506.

85 Российская газета. 1998,6 августа, № 148-149, ст.7.

100

мого действия или за выдачей документа обращается несколько лиц, го-

сударственная пошлина уплачивается ими в полном размере в равных

долях или долях, согласованных между ними. Осуществляют взимание

пошлин те органы, которые уполномочены совершать соответствующие

действия, т.е. суды, арбитражные суды, органы нотариата и т.п. Сущест-

вует система льгот, которые освобождают некоторые категории юриди-

ческих и физических лиц от уплаты государственной пошлины за со-

вершение отдельных действий.

Законом установлено, что от уплаты пошлины в судах общей

юрисдикции освобождены истцы по искам о трудовых спорах, по искам

о взыскании алиментов, по искам о возмещении материального ущерба,

причиненного преступлением. Не взимается пошлина за совершение но-

тариальных действий, связанных с опекой и попечительством, за удо-

стоверение завещаний и договоров дарения имущества в пользу госу-

дарства. Действует система пошлинных льгот в арбитражных судах.

Еще одна категория платежей, которые могут быть выделены по

признаку основания их взимания — платежи за использование природных

ресурсов и недр. К ним относятся платежи за право пользования недра-

ми, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи

за пользование акваторией и участками морского дна, платежи за поль-

зование лесным фондом, плата за воду. Платежи за право пользования

недрами составляют три самостоятельных элемента.

Во-первых, это сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу

лицензий. Сбор уплачивается всеми участниками конкурса (аукциона),

претендующими на приобретение права пользования недрами. Этот сбор

предназначается на покрытие расходов, связанных с проведением кон-

курса (аукциона) и оформлением выдаваемой лицензии.

Во-вторых, это собственно платежи за пользование недрами. Они

вносятся за поиски, разведку месторождений ископаемых, их добычу,

пользование недрами в иных (вспомогательных) целях.

Третий элемент — отчисления на воспроизводство минерально-

сырьевой базы. Их производят пользователи недр, добывающие все виды

полезных ископаемых, разведка которых была произведена за счет госу-

дарственных средств. Правовой базой взимания этих платежей является

Закон Российской Федерации «О недрах» в редакции от 3 марта 1995 го-

да.86 Платежи за пользование лесным фондом были установлены Основами

лесного законодательства Российской Федерации в 1993 году.87 Равным

образом, как и государственная пошлина, означенные платежи взимаются

на прежних основаниях вплоть до принятия и вступления в действие соот-

ветствующих статей второй части Налогового кодекса. Следует отметить,

что введение налога на добычу полезных ископаемых не отменило платежи

за пользование природными ресурсами, которые продолжают аккумулиро-

ваться государством на основании действующего законодательства.

86 СЗ РФ. 1995. № 10, ст.823.

87 ВВС Российской Федерации. 1993. № 15, ст.523.

101

Понятие сбора

Налоговый кодекс ввел универсальное понятие «сбор».