19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




В советском госу-

дарстве налоги составляли весьма незначительную долю доходов — в бюд-

жете 1989 г., например, они занимали всего 9% всех доходов. При этом на-

до оговориться, что собственно под налогами фактически понимали только

платежи, поступавшие от населения.79 Подобная ситуация связана с прин-

ципами экономического устройства, когда преобладала административно-

распределительная система и отсутствовал легальный предприниматель-

собственник. Так, практически не существовало имущественных налогов.

В 1990-1991 гг. был принят целый ряд — более 20 — законодательных

актов, которые кардинально реформировали налоговую систему. Опреде-

лили тенденцию реформы Закон СССР о собственности 6 марта 1990 г. и

Закон РФ о собственности 24 декабря 1990 г.80 Налоговый метод стал глав-

ным инструментом формирования доходов. Налоговые платежи, по под-

счетам некоторых специалистов, должны составлять более 80% доходной

части федерального бюджета.81

76 См. Там же, с. 12-14.

77 См. ВВС СССР, 1990, № 27, ст.522.

78 См. ВВС СССР. 1990. № 19 ст.320; там же, 1991, № 27, ст.777.

79 Бикалова Н.А., Кураков Л.П., Толстов Л.Н. Финансы России в условиях рынка. — Чебоксары,

1995, с. 48.

80 Ведомости ВС СССР. 1990, № 11, ст. 164. Ведомости ВС СССР. 1990, № 30, ст. 417.

81 Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. Н.И.Химичевой, М.: БЕК, 1995., с. 227.

98

Налог — установленный законом, обязательный, индивидуально

безвозмездный, безвозвратный платеж юридических и физических

лиц в пользу государства (публичной власти) или муниципального

образования, обеспечиваемый государственным принуждением и не

имеющий характера наказания (конфискации или контрибуции).

В современном российском правоведении нет единой трактовки

таких понятий и терминов как: «налог», «сбор», «пошлина»82. Налоговый

кодекс содержит несколько отличное от вышеприведенного определение

понятия «налог».

Согласно статье 8 кодекса, «Под налогом понимается обяза-

тельный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с орга-

низаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им

на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного

управления денежных средств в целях финансового обеспечения

деятельности государства и (или) муниципальных образований».

И Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в

Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года, отмененный с введе-

нием действие Налогового кодекса Российской Федерации, и Налоговый

кодекс утверждают, что налоговую систему образуют все обязательные

платежи. При перечислении федеральных налогов и сборов среди них

указаны государственная пошлина, налог на пользование недрами, сбор

за право пользования объектами животного мира и водными биологиче-

скими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, в перечне регио-

нальных налогов и сборов поименованы региональные лицензионные

сборы, в перечне местных налогов и сборов — местные лицензионные

сборы.83 Это определения федерального действующего законодательст-

ва, нормы функционирующего права, которым необходимо следовать и

которыми руководствоваться. Однако с точки зрения науки финансового

права они не безупречны.

Налог представляет собой безусловно обязательный платеж, т.е.

его уплата не предполагает какого-либо двустороннего волеизъявления,

принятия сторонами на себя обязательств и т.п. Кроме того, налог -

индивидуально-безвозмездный платеж. При уплате сборов и пошлин

всегда имеют место какая-то цель или какие-то интересы. Налоги тоже

могут быть и бывают целевыми, но они никогда не возмездны индиви-

дуально, не имеют конкретных положительных последствий для пла-

тельщика. Однако, если в специальной литературе вышеназванные по-

нятия не дифференцированы, законодательство все же дает точное опре-

деление термина «государственная пошлина».

В соответствии с Законом РФ «О государственной пошлине» от 31

декабря 1995 г., с изменениями от 20 августа 1996 г. и 19 июля 1997 г.:

«Под государственной пошлиной понимается установленный на-

82 См.: Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. М. Теис, 1995, с.

43.

83 См. СЗРФ. 1998. № 31, ст.3824, ст.13,14,15.

99

стоящим Законом обязательный и действующий на всей территории

Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридиче-

ски значимых действий либо выдачу документов».84

Закон Российской Федерации «О введении в действие части пер-

вой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 года

не отменил Закон Российской Федерации «О государственной пошли-

не», но в то же время он содержит указание о том, что изданные до вве-

дения в действие части первой Налогового кодекса федеральные законы

и иные нормативные акты «действуют в части, не противоречащей части

первой Налогового кодекса, и подлежат приведению в соответствие с

частью первой Налогового кодекса».85

Исходя из вышеизложенного, законодательство о государственной

пошлине и, в частности, определение этого понятия, должны быть при-

ведены в соответствие с кодексом, т.е.