19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




СЗ РФ. 1998. № 31, ст.3823, ст.41.

72 См. Там же, ст.3824.

73 Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. М. Теис, 1995, с.42.

96

Главная составляющая государственных доходов в странах с ры-

ночной экономикой и демократическим общественным устройством -

налоговые поступления.

В советские времена система налогообложения на протяжении

своего существования претерпела неоднократные изменения и преобра-

зования. В период так называемого «военного коммунизма» и граждан-

ской войны, последовавших за большевистской революцией 1917 года

сколько-нибудь упорядоченное налогообложение отсутствовало. Воен-

ные и гражданские власти взимали чрезвычайные «революционные на-

логи», налагали контрибуции на население, реквизировали собствен-

ность не будучи связаны какими-либо юридическими нормами. К концу

гражданской войны сбор денежных налогов вообще прекратился, т.к.

деньги утратили реальное значение. Налогообложение сменила продо-

вольственная разверстка, то есть отчуждение сельскохозяйственных

продуктов, осуществлявшееся вооруженной силой, для чего была созда-

на специальная продовольственная армия численностью свыше сорока

тысяч бойцов.74

В период новой экономической политики сложилась система го-

сударственных доходов, включавшая в себя множество разнообразных

платежей. Число их достигало, по мнению специалистов, 86, причем от-

сутствовало разграничение между платежами предприятий государст-

венных, кооперативных и частных и части имела «место многократность

обложения торгово-промышленного оборота».75

Важнейшие социально-политические факторы определили прове-

дение налоговой реформы 1930 года. Частнопредпринимательская дея-

тельность по решению властей фактически упразднялась, ликвидирова-

лась, подлежал полному вытеснению частный капитал, подлежало реор-

ганизации управление промышленностью, индивидуальные крестьян-

ские хозяйства уничтожались. Возникли новые экономические структу-

ры и реформа была ориентирована на эти преобразования. Реформой

было введено два основных платежа для государственных предприятий:

налог с оборота и отчисления от прибылей. Для артелей и кооператив-

ных вводился подоходный налог и налог с оборота. Прибыль государст-

венных предприятий отчуждалась в казну неналоговым способом. Еже-

годно устанавливались отчисления от прибыли каждого государственно-

го предприятия, причем критерием являлась его доходность. Доля при-

были, оставшаяся в распоряжении предприятий, предназначалась только

для развития производства.

Изменилось налогообложение населения. Реформой 1930 года был

введен подоходный налог на сверхприбыль, который стал основным ин-

струментом уничтожения частного предпринимательства, и промысло-

вый налог. В принципе созданная реформой система просуществовала

74 См. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М. Высшая школа.

1986,с.83,100.

75 См. Химичева Н.И. Налоговое право. М. БЕК, 1997, с. 10.

97

до конца 70-х годов.76 Отдельные попытки ее усовершенствования прав-

да предпринимались в середине 60-х годов, но кардинальных изменений

не произошло.

Переориентирование на налоговую форму платежей государст-

венных предприятий связано с Законом СССР «О государственном

предприятии (объединении)» 30 июня 1987 года. Этот акт установил

обязанность государственных предприятий платить за производствен-

ные фонды, за используемые трудовые и природные ресурсы. Установ-

лена была уплата процентов за кредит. Следующий этап преобразования

организации государственных доходов — Закон СССР «О налогах с

предприятий, объединений и организаций» 14 июня 1990 года.77 Закон

установил систему общесоюзных налогов, куда вошли налог на при-

быль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты

труда колхозников, налог на доходы, налог на прирост средств.

В самом начале 90-х годов, еще до распада СССР были предпри-

няты попытки реформирования налогообложения физических лиц, в ча-

стности, принят Закон СССР «О подоходном налоге с граждан СССР,

иностранных граждан и лиц без гражданства» от 23 апреля 1990 года.

Этот акт был дополнен поправками, принятыми 11 июня 1991 года Вер-

ховным Советом СССР.78 Союзное законодательство этого периода, в

том числе и вышеназванные акты, применялись в РСФСР, что определя-

лось изданием специальных республиканских законодательных актов о

применении законов СССР в РСФСР.

В принципе, налогообложение не играло определяющей роли в фор-

мировании государственных доходов при социализме.