19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Слома, который содержит интересный и, на наш

взгляд, объективный юридический анализ положений кодекса.69

Государственные доходы зачисляются в различные государствен-

ные денежные фонды — бюджеты разных уровней и внебюджетные фон-

ды.

Государственные доходы могут быть дифференцированы на не-

сколько категорий. Критерии такого разделения на группы многоплано-

вы:

- во-первых, источник поступления;

- во-вторых, правовая база аккумуляции в государственных фон-

дах;

- в-третьих, порядок поступления.

В специальной отечественной литературе в первой половине 90-х

годов сложилась определенная трактовка государственных доходов, оп-

ределившая их систематизацию. Было признано разделение всех госу-

дарственных доходов на две категории — налоговые и неналоговые пла-

тежи.70 Кроме того, государственные неналоговые доходы объединились

в несколько самостоятельных групп в зависимости от источника поступ-

ления. Приводимая ниже группировка государственных доходов соот-

ветствует этим представлениям.

Группы государственных доходов:

- налоги;

- неналоговые доходы: платежи за пользование природными ре-

сурсами;

- неналоговые доходы: платежи за совершение государственными

органами юридически значимых действий;

- доходы, получаемые как результат внутреннего государственно-

го долга;

- доходы, получаемые как результат внешнего государственного

долга;

- доходы от обязательного страхования;

- доходы от деятельности государственных предприятий;

- доходы от продажи и аренды государственной собственности;

- доходы от приватизации государственной собственности.

69 См. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Постатейный комментарий / Под

общей ред. В.И. Слома. М. Статут. 1999.

70 См.: Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. Н.И. Химичевой. М. БЕК. 1995, с.221; Грачева

Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М. 1997, с.66.

95

После принятия Налогового кодекса Российской Федерации и Бюд-

жетного кодекса Российской Федерации вышеизложенная правовая кон-

цепция претерпела принципиальные изменения. Законодатель отказался от

конструкции, предложенной юристами-теоретиками финансового права и

утвердил другую классификацию. Согласно современному российскому

законодательству, доходы бюджетов подразделяются на две группы: нало-

говые доходы и неналоговые доходы. К первой категории отнесены: «пре-

дусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации феде-

ральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штра-

фы». Во вторую категорию включены «доходы от использования имущест-

ва, находящегося в государственной и муниципальной собственности; до-

ходы от продажи или иного возмездного отчуждения находящегося в госу-

дарственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг,

оказываемых соответствующими органами государственной власти, орга-

нами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями… до-

ходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюд-

жетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации…»71.

Таким образом законодатель упростил систему классификации государст-

венных доходов и само понимание их существенных особенностей. Пред-

ставляется, что в этой ситуации не удалось избежать серьезных ошибок и

упущений. Как уже было отмечено выше, включение пеней и штрафов в

категорию налоговых доходов, что было сделано одной из статей Бюджет-

ного кодекса, противоречило букве и смыслу статей 12,13,14 и 15 Налого-

вого кодекса.72

В настоящее время эта очевидная ошибка в бюджетном кодексе ис-

правлена. В специальной научной литературе прочно утвердилось и апро-

бировано мнение о том, что налоги не могут по существу своему «носить

характер наказания или контрибуции».73

По территориальному уровню аккумуляции государственные доходы

разделяются на: федеральные, доходы субъектов Федерации, местные (го-

родов, районов и входящих в них административно-территориальных обра-

зований).

Основываясь на порядке образования и использования государствен-

ных доходов их подразделяют на централизованные и децентрализован-

ные доходы.

Централизованные доходы (в разных административно-

территориальных масштабах) — это доходы, сосредоточивающиеся в госу-

дарственных и местных бюджетах и внебюджетных фондах.

Децентрализованные доходы аккумулируются и остаются в непо-

средственном распоряжении государственных предприятий и организаций.

В основном это часть прибыли, остающаяся после уплаты налогов и обяза-

тельных сборов.

71 См.