19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Во-вторых — статьи доходов и расходов,

по которым бюджет не исполнен. При этом должны быть указаны сум-

мы и причины неисполнения. В-третьих — показатель увеличения либо

снижения бюджетного дефицита, относительно его предельной утвер-

жденной суммы. Кроме того, должны быть отражены показатели испол-

нения бюджета по общей сумме расходов по бюджету развития и по

бюджету текущих расходов.

Постановление Федерального Собрания РФ должно быть подпи-

сано председателем Государственной Думы и председателем Совета Фе-

дерации и подлежит опубликованию.

Органы представительной власти вслед за утверждением бюджета

предыдущего года рассматривают и информацию об исполнении консо-

лидированного бюджета соответствующего уровня за предыдущий год.

Самостоятельную часть Бюджетного кодекса представляет собой

комплекс норм об ответственности за нарушение бюджетного законода-

тельства Российской Федерации.67 Закон содержит перечень конкретных

мер принуждения, могущих быть примененными к нарушителям. Среди

них означены: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетно-

го процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приос-

тановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение

штрафа; начисление пени; иные меры, предусмотренные законом. Точно

установлены основания применения данных мер и порядок их реализа-

ции.

67 См. СЗ -РФ, № 31, ст.3823, ст.281-306.

93

4. Правовое регулирование государственных доходов и расходов

Государственные доходы представляют собой денежные средства

(ресурсы), поступающие в процессе распределения и перераспределения

национального дохода68 в собственность государства. Цель обращения

части национального дохода в государственную собственность — обес-

печение функционирования государства. Помимо государственных до-

ходов необходимым элементом финансовой системы являются муници-

пальные доходы -часть национального дохода, обращенная в денежные

средства и служащая основой финансирования органов местного само-

управления, которое, в свою очередь, решает хозяйственные и иные за-

дачи в интересах населения муниципалитетов.

Основой правового регулирования государственных доходов явля-

ется часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая

Государственной Думой 16 июля 1998 года и вступившая в действие 1

января 1999 года. Это первая в истории России кодификация общей час-

ти налогового права. Раздел первый акта содержит общие положения:

нормы права, определяющие конструкцию законодательства о налогах и

сборах Российской Федерации. Определено, что это законодательство

состоит из самого кодекса и принятых в соответствии с ним федераль-

ных законов. Установлена система налогов и общие принципы налого-

обложения в Российской Федерации. Среди наиболее важных принци-

пов: обязанность уплачивать установленные налоги и сборы, запрет на

введение налогов и сборов дискриминационного характера, запрет на

установление дифференцированных ставок налогов и сборов и налого-

вых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства и проис-

хождения капитала. Важной нормой, развивающей положение Консти-

туции Российской Федерации о единстве экономического пространства

является запрет на установление налогов и сборов, прямо или косвенно

ограничивающих свободное перемещение товаров, работ и услуг в пре-

делах территории России.

Общая часть Налогового кодекса определяет понятия налогопла-

тельщики и плательщики сборов, налоговые агенты, закрепляет систему

налоговых органов, устанавливает правила исполнения обязанности по уп-

лате налогов и сборов. Специальные разделы кодекса посвящены налого-

вым правонарушениям и ответственности за их совершение, налоговой от-

четности и налоговому контролю, обжалованию актов налоговых органов и

действий или бездействия их должностных лиц.

В настоящем разделе пособия сюжеты, связанные с правовым регу-

лированием государственных доходов, изложены в точном соответствии со

статьями Налогового кодекса, но в то же время при необходимости даны

критические оценки некоторых норм и приводятся точки зрения, отличаю-

щиеся от закрепленных в действующем законодательстве.

68 Национальный доход — часть стоимостного выражения совокупного общественного продукта,

остающаяся после возмещения потребленных средств производства (в размере их амортизации).

94

Более подробный анализ Общей части Налогового кодекса Рос-

сийской Федерации содержится в профессиональной литературе, в част-

ности, в постатейном комментарии к данному акту, разработанном под

общей редакцией В.И.