19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Подобные меры, каждый

раз санкционируемые соответствующим федеральными законами, явля-

ются вынужденными. Они связаны как с реальными финансовыми труд-

ностями Российской Федерации, так и с политической конъюнктурой.

Так Федеральный закон о бюджете на 1995 г. не был принят до 1 января

1995 г. и в начале года бюджетное финансирование осуществлялось в

соответствии со специальным законом «О финансировании государст-

венных расходов из федерального бюджета в первом квартале 1995 г.»

Подобная практика имела место и в последующие годы.

Составление, порядок и условия представления, рассмотрения и

принятия проектов бюджетов субъектов РФ, а равно и система принятия

соответствующих законодательных актов определяется в соответствии с

принципами бюджетного права Российской Федерации, нормами Кон-

ституции 1993 г. и закрепляется законодательством этих субъектов. Ме-

стный бюджет и бюджетный процесс регламентируется соответствую-

щим Положением конкретного территориального образования.

91

Четвертая стадия бюджетного процесса — исполнение бюджета -

совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря.66 Ис-

полнение бюджета состоит в обеспечении полного и своевременного по-

ступления предусмотренных в бюджете доходов и соответствующем

финансировании расходов. Реализация бюджетов возложена на органы

исполнительной власти. Исполнение доходной части реализуется пере-

числением плательщиками соответствующих платежей на бюджетные

счета. Исполнение расходной части осуществляется посредством бюд-

жетных кредитов. Бюджетные кредиты выделяются министерствам и

ведомствам в соответствии с ведомственной бюджетной классификаци-

ей. Право использования бюджетных средств принадлежит распоряди-

телям бюджетных кредитов.

По объему предоставленных прав разделяются должностные лица

- главные распорядители бюджетных кредитов (руководители мини-

стерств и ведомств) и должностные лица нижестоящие распорядители

бюджетных кредитов. Последняя категория также подразделена на две

группы. К первой относятся руководители, которые получают бюджет-

ные кредиты непосредственно на расходы их учреждений и для распре-

деления между подведомственными им учреждениям и организациям, ко

второй — руководители, получающие бюджетные кредиты только на фи-

нансирование непосредственно управляемых ими организаций.

Кассовое использование бюджета осуществляют кредитные орга-

низации, надзор за исполнением бюджета возложен на органы осущест-

вляющие финансовый контроль. Так Счетная палата представляет Феде-

ральному Собранию оперативный отчет о ходе исполнения федерально-

го бюджета ежеквартально. По решению представительной власти воз-

можно привлечение аудитора для проведения проверки исполнения

бюджета.

Пятая стадия бюджетного процесса — рассмотрение и утвержде-

ние отчета об исполнении бюджета соответствующим органом предста-

вительной власти. Организация и контроль составления отчета об ис-

полнении отчета возлагается на Правительство РФ по федеральному

бюджету, правительство либо администрацию субъекта федерации, по

бюджету соответствующего субъекта. Составляют акты финансовые ор-

ганы.

Отчеты об исполнении бюджетов составляются по всем основным

показателям доходов и расходов. Законодательством точно установлены

сроки представления отчетов об исполнении бюджетов. Отчеты об ис-

полнении бюджетов районов в городе, сел и поселков представляются не

позднее 1 марта следующего за отчетным года, отчеты об исполнении

66 Бюджетный год, совпадающий с календарным годом был установлен в России указом Петра I с

1 января 1700 г. В первые два года советской власти составлялись полугодовые бюджеты. С 1922 г.

по 1930 г. бюджетный год действовал с 1 января текущего календарного года до 30 сентября следую-

щего. Мотивировка таких сроков бюджетного года основывалась на времени сельскохозяйственного

цикла.

92

бюджетов районов и городов — не позднее 1 апреля, отчеты об исполне-

нии бюджетов субъектов Федерации — не позднее 1 мая следующего за

отчетным года. Отчетный доклад и отчет об исполнении федерального

бюджета Правительство РФ должно представлять Государственной Ду-

ме в мае года, следующего за отчетным. По результатам рассмотрения

отчетов органы представительной власти принимают соответствующие

акты.

Утверждение отчета об исполнении федерального бюджета и

бюджетов субъектов федерации оформляется постановлением Государ-

ственной Думы и, соответственно, постановлением законодательных ор-

ганов субъектов, утверждение отчетов об исполнении местных бюдже-

тов оформляются решениями органов местного самоуправления.

Существует несколько обязательных позиций, которые должны

быть отражены в постановлениях (решениях) об исполнении бюджета.

Во-первых, это показатели исполнения бюджета по общей сумме дохо-

дов и по общей сумме расходов.