19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Работу эту осуществляют

59 См. СЗ РФ. 1998 Na 31, ст.3823, ст.51.

60 См. там же, ст.3824, ст.13.

61 См. там же, ст.3823, ст.41. п.2.

62 См. там же, ст.3824, ст.13,14,15.

63 См.: Бюджетный Кодекс РФ. Официальный текст. М.: 2002.Ст.184.п.1.с.86.

64 См. Финансово-кредитный словарь. T.I. M. Финансы и статистика. 1994. с. 170.

89

министерства, ведомства и территориальные органы исполнительной

власти. Весьма важно, что органы власти субъектов РФ в этот период

должны представить запросы и обоснования на получения ими субвен-

ций из федерального бюджета. Первый этап имеет продолжительность

три месяца.

В течение второго этапа, длящегося четыре месяца, проводится

анализ всех представленных показателей и расчетов. На основе этого

анализа Министерство финансов РФ разрабатывает контрольные цифры

проекта федерального бюджета. Этот документ направляется органам

исполнительной власти национально-государственных и администра-

тивно-территориальных образований — субъектов РФ. Руководители этих

структур имеют право вносить свои предложения по изменению кон-

кретных показателей проекта федерального бюджета. Данное право -

важная и реальная прерогатива субъектов федерации в реализации их

суверенитета.

Третий этап — составление Правительством РФ проекта бюджет-

ного послания. По законодательству этот документ должен быть подго-

товлен в двухмесячный срок. Состав бюджетного послания:

1) основные показатели социально-экономического развития РФ

на соответствующий год;

2) сводный финансовый баланс по территории страны;

3) основные направления бюджетной политики;

4) сведения о государственных доходах;

5) проект федерального бюджета РФ;

6) проект консолидированного бюджета РФ;

7) оценка исполнения бюджетов предшествующего и текущего

финансовых годов.

Согласно Конституции Правительство РФ представляет федераль-

ный бюджет на заседании Государственной Думы.65 Бюджетное посла-

ние подлежит опубликованию в печати.

Вторая стадия бюджетного процесса. Собственно это обсужде-

ние, рассмотрение проекта федерального бюджета которое осуществляет

Государственная Дума. Сразу же после принятия проекта к рассмотре-

нию в Думе, он направляется в Совет Федерации РФ, к другим субъек-

там права законодательной инициативы и в Счетную палату РФ на за-

ключение. Первоначально проект рассматривают комитеты и комиссии

Государственной Думой Федерального Собрания, они выносят по кон-

кретным вопросам свои заключения, которые концентрируются в Ко-

миссии Государственной Думы по бюджету, планам, налогам и ценам.

Комиссия обобщает представленные заключения и составляет заключе-

ние по проекту федерального бюджета. Этот документ представляется

на заседании Государственной Думы, где заслушивается постатейно.

65 См. Конституция Российской Федерации. М. 1993. ст. 114.

90

В результате обсуждения принимается постановление о санкцио-

нировании доходной части бюджета и бюджетных ассигнований. Санк-

ционирование осуществляется в соответствии со статьями функцио-

нальной бюджетной классификации. Рассмотрение проекта может осу-

ществляется в нескольких чтениях Последняя процедура рассмотрения

проекта — доклад о бюджете на заседании Государственной Думы, кото-

рый делает либо Президент, либо должностное лицо по его поручению.

С содокладом выступает при этом председатель Комиссии по бюджету

планам, налогам и ценам. Надо отметить, что на практике рассмотрение

проектов федеральных бюджетов последних лет связано с серьезными

осложнениями.

Единственный юридически обоснованный и возможно эффектив-

ный способ смягчения таких осложнений — детальная регламентация

процедур, связанных с этим процессом и точное определение сроков их

проведения.

Третья стадия бюджетного процесса — утверждение бюджета,

принятие федерального закона о бюджете. Проект федерального закона

рассматривается на пленарном заседании Государственной Думы, где и

происходит голосование. Принятый закон в течение пяти дней передает-

ся на рассмотрение Совета Федерации, который обязан в течение четыр-

надцати дней либо одобрить его, либо отклонить. В последнем случае

палаты Федерального собрания могут образовать на паритетных началах

согласительную комиссию, по заключении работ которой, закон подле-

жит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В ситуации когда закон не принят до 1 января, т.е. до фактическо-

го начала бюджетного года федеральные органы исполнительной власти

имеют право производить расходование бюджетных средств по соответ-

ствующим разделам расходов в размере одной трети расходов за четвер-

тый квартал предыдущего года ежемесячно.