19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Здесь детально описаны система органов, обладающих бюд-

жетными полномочиями, перечислены участники бюджетного процесса,

определены их полномочия, подробно зафиксирован порядок составле-

ния проектов бюджетов, их рассмотрения и утверждения. Всего озна-

ченным сюжетам посвящена 131 статья кодекса, т.е. процессуальные

нормы составляют существенную часть кодификации. Эта часть кодекса

разработана на высоком профессиональном уровне и является эффек-

тивным средством правового регулирования бюджетных правоотноше-

ний.

Для реализации бюджетного процесса на всех стадиях необходимо

сопоставление доходных и расходных показателей, что может быть дос-

тигнуто с помощью систематизации данных показателей. Инструментом

такой систематизации является бюджетная классификация. Бюджет-

ная классификация — систематизированная группировка доходов и рас-

ходов бюджетов по существенным однородным признакам. Классифи-

кация закреплена Федеральным законом «О бюджетной классификации

Российской Федерации» 15 августа 1996 г. Закон определяет, что при

группировке показателей объектов классификации им присваиваются

соответствующие группировочные коды. Классификация состоит из

двух составляющих: классификации доходов бюджетов Российской Фе-

дерации и классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Классификации доходов бюджетов РФ представляет группировку

доходов бюджетов всех уровней. Неналоговые и налоговые доходы — две

основные группы — подразделяются на подгруппы и статьи доходов, ко-

торые объединяют виды доходов по источникам и способам получения.

Здесь необходимо сказать несколько слов о той классификации

налоговых и неналоговых платежей, которая зафиксирована в современ-

ном российском законодательстве. В Бюджетном кодексе установлено,

что к неналоговым доходам относятся «доходы от использования иму-

щества, находящегося в государственной собственности, доходов от

платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями… доходов от

57 См.: ВВС РСФСР. 1991. № 46. ст. 1543.

58 См.: Грачева Е.Ю. Соколова Э.Д. Финансовое право России. Учебное пособие для ВУЗов. М.

1997. с.56-64.

88

продажи имущества, находящегося в государственной собственности…

части прибыли унитарных предприятий…».59 К этой же категории отне-

сена прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятель-

ности, доходы от реализации государственных запасов и резервов. Соот-

ветственно, федеральные налоги и сборы, определенные налоговым за-

конодательством, таможенные платежи, государственная пошлина объе-

динены в группу налоговых платежей.60 Кроме того. Бюджетный кодекс

относит к налоговым платежам пени и штрафы.61 Последнее определе-

ние представляется юридически не совсем корректным, поскольку в На-

логовом кодексе в исчерпывающих перечнях налогов и сборов ни штра-

фы, ни пени не поименованы, т.к. по существу эти платежи не являются

налоговыми.62

Расходы бюджетов функционально классифицируются в соответ-

ствии с направлением финансовых ресурсов на обеспечение выполнения

основных функций государства. Кроме того, бюджетные расходы клас-

сифицируются по экономическому принципу, т.е. распределяются на

три группы: текущие расходы, капитальные расходы и расходы, связан-

ные с предоставлением кредитов за вычетом погашения. Ведомственная

классификация расходов подразумевает их распределение в соответст-

вии с адресным распределением средств по ведомствам и иным органам,

получающим средства из федерального бюджета.

Бюджетный процесс РФ, состоящий, как выше сказано, из пяти

стадий, точно регламентирован законодательством. Первая стадия — со-

ставление проекта бюджета. Проект бюджета должен базироваться на

социально-экономическом прогнозе, в его основе должны быть планы и

целевые программы развития территорий. Решение о начале составления

проекта федерального бюджета принимает Президент РФ за 10 месяцев

до начала соответствующего финансового года.63 Бюджетный процесс во

всех стадиях длится приблизительно три года и это время называется

бюджетным периодом. В литературе встречается иная трактовка данно-

го термина: «Бюджетный период — срок,, в течение которого действует

утвержденный бюджет обычно соответствует календарному году».64

Организует и контролирует работу по составлению проекта бюд-

жета Правительство РФ, принимающее по этому вопросу специальное

постановление, в котором устанавливается порядок и срок разработки

конкретного бюджета РФ на соответствующий финансовый год.

Первый этап составления проекта бюджета: разработка прогноза

социально-экономического развития; составление сводного баланса фи-

нансовых ресурсов; определение основных направлений бюджетной по-

литики; расчет контрольных цифр проекта.