19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Законом точно опреде-

лено, что кредиты Банка России и приобретение им долговых обяза-

тельств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образо-

ваний при их первичном размещении «не могут, быть источниками фи-

нансирования дефицита бюджета»53.

Структура бюджета. Бюджет состоит из двух частей — доходной и

расходной. Доходы бюджета поступают в непосредственное распоряже-

ние государства. Существуют внешние и внутренние доходы. К внеш-

ним доходам относятся заемные средства иностранных государств и

международных организаций, выплаты репараций и контрибуций. При-

оритетное значение, как правило, имеют доходы внутренние, связанные

с национальным материальным производством, доходы от использова-

ния государственной и муниципальной собственности, в том числе от

продажи ее и сдачи в аренду.

В соответствии с порядком и условием зачисления доходы бюдже-

тов подразделяются на несколько видов.

1. Закрепленные доходы. Такие доходы полностью или в твердо

фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной

основе поступают в соответствующий бюджет. Правовой основой вклю-

чения в бюджеты этих доходов является налоговое и бюджетное законо-

дательство.

2. Регулирующие доходы. Поступают в соответствующий ниже-

стоящий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других

платежей на основании правового акта о бюджете вышестоящего уров-

53 См. СЗ РФ, 1998, № 31, ст.3823, ст.93.

86

ня. Регулирующие доходы распределяются ежегодно. Например, отчис-

ления по регулирующим источникам дохода в бюджеты субъектов Рос-

сийской Федерации зачисляются на основании Федерального закона о

федеральном бюджете на предстоящий год.

3. Дотации.54 Представляют собой денежные отчисления из выше-

cтoящeгo бюджeтa в нижecтoящий в качестве вспомоществования. Вы-

деляются в тех случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов

недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего

условия. Выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе. Не

имеют целевого назначения.

4. Субвенции.55 Выделяются на определенный срок из бюджетов

вышестоящих уровней на конкретные цели. подлежат возврату в случае

те, целевого использования или использования не в установленные сро-

ки.

5. Субсидии.56 Денежные суммы, выделяемые из вышестоящих

бюджетов на финансирование определенных мероприятии и предпола-

гающее долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансирова-

нии.

6. Бюджетная ссуда. Денежная помощь вышестоящих бюджетов

нижестоящим. Имеет возвратный характер и может быть возмездна, т.е.

ее пользование может быть сопряжено с уплатой процентов. В отличие

от дотации, субвенции и субсидии бюджетные ссуды могут выделятся в.

порядке бюджетного регулирования в течение финансового года. Со-

гласно законодательству РФ собственные источники бюджетных дохо-

дов составляют закрепленные доходы и отчисления по регулирующим

доходным источникам. Кроме того, в доходах бюджета каждого уровня

могут фигурировать и заемные средства, которые привлекаются на ус-

ловиях возвратности и, в случаях предусмотренных законом, возмездно-

сти (платности).

Расходы бюджетов подразделяются на две категории: текущие

расходы и бюджет развития. Бюджет текущих расходов — это расходы

на содержание, т.е. обеспечение деятельности органов государственной

власти и управления и прочих бюджетных, т.е. финансируемых за счет

бюджета организаций, учреждений и предприятий, и расходы на капи-

тальный ремонт зданий и сооружений. Бюджет развития состоит из

расходов на расширение воспроизводства, на ассигнование инвестиций,

которые должны способствовать развитию каких-либо экономических

структур в будущем.

В случае бюджетного дефицита приоритетному первоочередному

финансированию подлежат текущие расходы.

54 От лат. — пожертвование.

55 От лат. — приходить на помощь.

56 От лат. — помощь, поддержка.

87

Бюджетный процесс — определенная законом деятельность орга-

нов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению,

утверждению, исполнению бюджета.57 Неотделимой частью процесса

является составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполне-

нии бюджета. Некоторые авторы считают, что это самостоятельная ста-

дия бюджетного процесса.58 Хотя такая точка зрения не совпадает бук-

вально с определением закона она, безусловно, справедлива. Необходи-

мым элементом бюджетного процесса является бюджетное регулиро-

вание, т.е. перераспределение финансов между бюджетами разных

уровней в соответствии с потребностями.

В Бюджетном кодексе бюджетному процессу посвящена его тре-

тья часть.