19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Введение чрезвычайного положения может быть обуслов-

лено обстоятельствами, которые представляют собой непосредственную

угрозу жизни и безопасности граждан или Конституционному строю

Российской Федерации, устранение которых не возможно без примене-

ния чрезвычайных мер51. Чрезвычайное положение вводится Указом

Президента Российской Федерации, который подлежит незамедлитель-

ному опубликованию. После обнародования указа члены Совета Феде-

рации Федерального Собрания рассматривают вопрос о его утвержде-

нии.

Среди мер и временных ограничений, применяемых в условиях

чрезвычайного положения, закон определяет: «установления ограниче-

ния на осуществления отдельных видов финансово-экономической дея-

тельности, включая перемещения товаров, услуг и финансовых

49 От лат. — сплачивание, сращивание.

50 Ведомости СНД и ВС. 1993. № 18. ст. 635. ст. 2.

51 СЗ РФ 2001 № 23 ст. 2277, стат. 3.

84

средств». Из этого следует, что в условиях чрезвычайного положения

регулирование всеми видами финансово-правовой деятельности может

осуществляться особыми методами в целях преодоления чрезвычайных

экстраординарных обстоятельств.

Особым образом регулируется, в соответствии со статьей 27 ука-

занного закона, в условиях чрезвычайного положения, финансирование

работ по устранению причин и последствий обстоятельств послуживших

основанием введения чрезвычайного положения. При этом объемы при-

влекаемого государственного резерва, а также размеры и порядок фи-

нансирования работ по устранению обстоятельств, послуживших осно-

ванием для введения чрезвычайного положения, а также порядок финан-

сирования выплат и компенсаций гражданам, понесшим ущерб в резуль-

тате возникновения обстоятельств, послуживших причиной введения

чрезвычайного положения определяются Правительством Российской

Федерацией в особом порядке.

Весьма важно отметить, что в случае недостатка средств бюджет-

ных ассигнований на эти цели Федеральным Конституционным Законом

предусмотрена возможность внесения Государственную Думу Прави-

тельством Российской Федерации проекта Федерального Закона, преду-

сматривающего дополнительное финансирование.

Финансирование вышеназванных расходов осуществляется за счет

средств Федерального бюджета. Для осуществления данного финанси-

рования создаются, в соответствии с законом «О банке России» специ-

альные полевые учреждения Банка России.

Период действия чрезвычайного положения органы особого

управления могут быть наделены функциями распоряжения бюджетны-

ми ассигнованиями, предназначенными для восстановления объектов

жизнеобеспечения, социальной сферы и жилого фонда, которые распо-

ложены на территории, где действует чрезвычайное положение.

Закон также предусматривает выплату компенсаций организаци-

ям, которым был причинен ущерб мерами и временными ограничения-

ми, применяемыми в условиях чрезвычайного положения, а именно мо-

билизацией их ресурсов, изменением режима их работы, переориентаци-

ей на производство продукций, необходимой в условиях чрезвычайного

положения.

Режим чрезвычайного расходования бюджетных средств должен

вводится в тех случаях, когда дефицит бюджета увеличивается до раз-

меров не покрываемых посредством размещения государственных цен-

ных бумаг.

Механизм реализации чрезвычайного бюджета и режима чрезвы-

чайного расходования бюджетных средств именуется секвестром52

бюджета. Секвестр означает пропорциональное (на определенный про-

цент) ежемесячное сокращение государственных расходов по всем

52 От лат. — ограничение.

85

статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового

года. Не подлежат секвестру так называемые защищенные статьи, кото-

рые определяются в этом качестве при утверждении бюджета на соот-

ветствующий период. Источники покрытия дефицита федерального

бюджета РФ ежегодно определяются федеральным законом «О Феде-

ральном бюджете».

В Бюджетном кодексе механизм сокращения расходов бюджета

описан в статьях 230-231, причем порядок такого сокращения диффе-

ренцирован в зависимости от того, имеет место неполное (по сравнению

с утвержденным бюджетом) финансирование расходов не более чем на 5

процентов годовых назначений, более чем на 5 процентов, но не более

чем на 10 процентов годовых назначений, либо более чем на 10 процен-

тов годовых назначений.

К источникам финансирования дефицита федерального бюджета в

Бюджетном кодексе отнесены кредиты, полученные Российской Феде-

рацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации, го-

сударственные займы, осуществляемые путем эмиссии ценных бумаг,

бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной

системы России, иностранные кредиты, полученные от зарубежных бан-

ков, фирм, выраженные в иностранной валюте.