19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Кроме того, каждый бюд-

жет имеет собственные источники доходов, которые должны расходо-

ваться в соответствии с нуждами данного национально-

государственного или административно-территориального образования.

46 См. Селюков А.Д. Бюджетное право // Юриспруденция. 2003. № 4 с. 244.

82

4. Гласность бюджетов. Этот принцип сводится к тому, что рас-

смотрение и утверждение бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов

всех уровней осуществляется гласно. Согласно законодательству реше-

ния представленных органов власти об утверждении отчета, об утвер-

ждении бюджета, об использовании средств внебюджетных фондов, об

утверждении отчета об исполнении бюджета, вообще все решения ка-

сающиеся формирования бюджета и внебюджетных фондов должны

быть опубликованы в официальных средствах массовой информации

или доведены до сведения населения иным способом.47

Перечень принципов бюджетного устройства, именуемых в Бюд-

жетном кодексе «принципами бюджетной системы», в данном акте

значительно расширен. Помимо вышеназванных в нем поименованы:

принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет-

ной системы; принцип сбалансированности бюджета; принцип эффек-

тивности и экономности использования бюджетных средств; принцип

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; принцип достовер-

ности бюджета; принцип адресного и целевого характера бюджетных

средств.48 На наш взгляд, определение вышеозначенных принципов в

федеральной кодификации нельзя оценить однозначно.

Закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по

осуществлению расходов за органами государственной власти Россий-

ской Федерации, органами государственной власти субъектов Россий-

ской Федерации и органами местного самоуправления вполне обосно-

ванно зафиксировано в законе и должно быть объектом законодательно-

го регулирования. То же можно сказать о принципах полноты отражения

доходов и расходов бюджетов, сбалансированность бюджетов, принципе

адресности и целевого характера бюджетных средств.

Однако включение в кодификацию в качестве норм права таких

позиций, как принцип эффективности и экономности использования

бюджетных средств или принципа достоверности бюджета вряд ли оп-

равдано. Невозможно введением нормы права обеспечить эффектив-

ность, экономность, достоверность, в таком контексте данные нормы

права воспринимаются как ничем реально не подкрепленные благопо-

желания, словесные декларации. Сам по себе государственный бюджет,

в силу своей природы предполагает эффективность, экономность, досто-

верность, если же эти положения не получают воплощения, и бюджеты

не эффективны, не экономны, не достоверны, то существуют конкрет-

ные юридические конструкции из сферы уголовного, административно-

го права, которые следует использовать для преодоления означенных

недостатков. Вероятно, законодателю всегда следует иметь в виду, что

норма права должна регулировать конкретные правоотношения, иметь

точный юридический смысл.

47 Ведомости СНД и ВС. 1993. № 18. ст.635.

48 См. СЗ РФ. 1998. № 31 ст.3823, ст.28.

83

Важной особенностью организации бюджетов в Российской Феде-

рации является составление консолидированных49 бюджетов. Их на-

значение — осуществление анализа финансовой ситуации. Консолидиро-

ванный бюджет есть сводный бюджет, включающий в себя бюджет на-

ционально-государственного или административно-территориального

образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней, он

представляет собой как бы инструмент осуществления анализа положе-

ния государственных финансов и перспективы их развития. Консолиди-

рованные бюджеты образуются также на уровне районов, городов с рай-

онным делением, субъектов Российской Федерации. Консолидирован-

ный бюджет образуют самостоятельные бюджеты. Законом 15 апреля

1993 г. гарантирована судебная защита бюджетных прав: в случае нару-

шения данного закона вышестоящей властью исполнительный или пред-

ставительный орган власти субъекта, чьи права этим были нарушены

вправе обратиться за их защитой в арбитражный суд.50

Законодательством РФ предусмотрена возможность введения

чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования

бюджетных средств. Основанием введения чрезвычайного бюджета яв-

ляется введение чрезвычайного положения в стране или на отдельных ее

территориях.

Чрезвычайное положение в соответствии с Федеральным Консти-

туционным Законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»,

означает вводимый в соответствии с законодательством особый право-

вой режим деятельности органов государственной власти, органом ме-

стного самоуправления, организаций независимо от организационно-

правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общест-

венных объединений.

Данный режим допускает отдельные ограничения прав и свобод

физических и юридических лиц и возложения на них дополнительных

обязанностей.