19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Реализация

бюджетных прав осуществляется соответствующими органами власти.

Особое значение представляет собой статья шестая Бюджетного

кодекса, трактующая понятия и термины, применяемые в данном зако-

нодательном акте. Некоторые позиции данной статьи изменяют, допол-

няют и уточняют определения, сложившиеся в терминологии дейст-

вующего законодательства и специальной литературы. Представляется

целесообразным, не дожидаясь вступления акта в действие, использо-

вать именно эти определения в литературе и профессиональной лексике,

поскольку кодекс уже сейчас имеет статус российского федерального

закона. Соответствующая корректировка осуществлена в настоящем по-

собии.

Самостоятельный интерес представляют статьи кодекса, опреде-

ляющие компетенцию органов государственной власти и органов мест-

ного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотно-

шений. Каждая из них точно устанавливает круг вопросов, относящихся

к ведению Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и

органов местного самоуправления. Возможно, это будет способствовать

четкой организации бюджетных правоотношений и обеспечит права их

субъектов.43

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюд-

жетной системы и принципы ее построения. Согласно действующему

российскому законодательству, бюджеты разделены на две самостоя-

тельные категории: местные и государственные. В основе этой диффе-

ренциации две различные формы собственности — муниципальная и го-

сударственная.44

Бюджетная система всегда определяется государственным и ад-

министративно-территориальным делением. Государственные бюджеты,

в соответствии с федеративным устройством России, установленным

Конституцией, формируются на уровне Российской Федерации и субъ-

ектов Российской Федерации. Местные бюджеты — на уровне районов,

городов, районов в городах, других административно-территориальных

образований.45 Соответственно ст. 10 Бюджетного кодекса определяет

три уровня бюджетной системы или три элемента структуры бюджетной

системы.

Первый уровень представляет собой Федеральный бюджет и бюд-

жеты государственных внебюджетных фондов.

Второй уровень образует бюджеты субъектов Российской Федера-

ции. Из 88 таких бюджетов функционирует 21 республиканский бюд-

жет, 8 краевых бюджетов, 50 областных бюджетов, в том числе 1 бюд-

43 См. там же ст.7, 8, 9.

44 См. ГК РФ. М. 1996. ст. 214, 215.

45 Ведомости СНД и ВС. 1993. № 18. ст.635.

81

жет автономной области, 9 окружных бюджетов, 2 городских – Москвы

и Санкт-Петербурга.

Третий уровень образуют около 13 тысяч местных бюджетов46.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации установлено, что

структура бюджетной системы имеет три уровня. Первый уровень — фе-

деральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюдже-

ты территориальных государственных внебюджетных фондов. Третий

уровень — местные бюджеты.

Важным представляется определение в вышеназванном акте пра-

вовой формы бюджетов. Такой формой для федерального бюджета и

государственных внебюджетных фондов являются федеральные законы,

для бюджетов второго уровня — законы субъектов Российской Федера-

ции, для местных бюджетов — правовые акты представительных органов

местного самоуправления, кроме того, предусмотрено, что для бюдже-

тов вышеозначенного третьего уровня возможна правовая форма, опре-

деляемая в порядке, установленном уставами муниципальных образова-

ний.

Принципы бюджетного устройства РФ

1. Единство бюджетной системы. В основе единства бюджетной

системы лежит единая правовая база. Кроме того, данный принцип

обеспечивается использованием единых бюджетных классификаций,

единством бюджетной документации, единством денежной системы,

единством налоговой политики и взаимодействием бюджетов всех уров-

ней.

2. Полнота и реальность бюджетов. Данный принцип сводится к

тому, что в каждом бюджете, в каждой статье адекватно учитываются

все затраты и поступления.

3. Самостоятельность бюджетов. Самостоятельность бюджетов

разных уровней обеспечивается тем, что их принимают соответствую-

щие представительные органы власти, а исполнение осуществляется со-

ответствующими же органами исполнительной власти.

В основе самостоятельности бюджетов лежит наличие собствен-

ных источников доходов. Определяющую роль при этом играют закреп-

ленные доходы, т.е. доходы на постоянной или долговременной основе

поступающие в конкретный бюджет. Они должны составлять не менее

70% доходной части минимального бюджета.