19 Март 2011

Финансовое право Российской Федерации




Текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведе-

ния денежных операций. Например, в ходе реализации средств выделен-

ных на капитальное строительство.

3. Последующий финансовый контроль проводится после завер-

шения финансовых операций. Например, после исполнения доходной и

расходной частей федерального бюджета.

Методы финансового контроля

Основной метод — ревизия, т.е. проверка хозяйственно-финансовой

деятельности конкретного хозяйствующего субъекта с целью установле-

ния ее законности и целесообразности. На практике осуществляются ре-

визии нескольких видов. При проведении документальных ревизий

проверке подлежат первичные денежные документы (счета, платежные

ведомости) наряду с обобщающими материалами (сметы, отчеты). При

фактической ревизии проверяются не только финансовые документы,

но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. Проведе-

ние полной ревизии означает проверку всей деятельности субъекта, вы-

борочная ревизия сосредотачивает контроль на конкретных обособлен-

ных аспектах финансово-хозяйственной деятельности.

По итогам ревизии составляется акт ревизии, который подписы-

вают руководитель ревизионной группы, руководитель проверяемой ор-

ганизации и ее главный бухгалтер. В акте ревизии указывается ее цели,

результаты, выявленные факты нарушений, именуются виновные в на-

рушениях, фиксируются предложения по ликвидации нарушений и меры

ответственности виновных должностных лиц. В случае возражений по

содержанию и выводам акта ревизии руководитель проверяемой органи-

зации и главный бухгалтер приобщают их к акту ревизии. На основе ак-

та ревизии должны приниматься меры к устранению выявленных нару-

шений, причем контроль за этими действиями возлагается на руководи-

теля организации назначившего ревизию.

79

3. Принципы бюджетного права и бюджетный процесс

Бюджет — важнейшее установление финансовой системы, со-

вокупность отношений, возникающих в процессе аккумуляции, рас-

пределения и использования государственного централизованного де-

нежного фонда, предназначающегося для финансирования реализа-

ции наиболее важных функций государства. В качестве экономиче-

ской категории бюджет был определен в законе РСФСР «Об основах

бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»42. Закон ус-

танавливал, что бюджет есть «форма образования и расходования де-

нежных средств для обеспечения функций государственной власти».

В этом качестве бюджет как правовая категория представляет собой ос-

новной финансовый план государства, где определены его доходы и

расходы. В тоже время бюджет в материальном смысле — общегосудар-

ственный фонд денежных средств, которые по мере поступления ис-

пользуются в соответствии с расходными статьями. Таким образом

реально действующий бюджет находится постоянно в динамическом ра-

ботающем состоянии: государственные доходы поступают и незамедли-

тельно обращаются в государственные расходы.

Бюджетное право составляют правовые нормы, устанавливаю-

щие: структуру бюджетной системы; процессуальный порядок подго-

товки, рассмотрения, принятия бюджета органами государственной вла-

сти; перечень доходов и расходов бюджета; порядок их распределения

между различными видами (уровнями) бюджета. К бюджетному праву

относятся финансово-правовые нормы регулирующие формирование и

использование государственных внебюджетных фондов, создаваемых

для финансового обеспечения конкретных социальных программ общего

характера.

Бюджетное законодательство РФ образует Бюджетный Кодекс

Российской Федерации, принятый в 1998 году и вступивший в силу 1

января 2000 года и совокупность ежегодно вступающих в силу и дейст-

вующих на протяжении бюджетного года законов о федеральном бюд-

жете и законов о бюджетах субъектах Российской федерации.

До принятия Бюджетного Кодекса действовали: закон РСФСР «Об

основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» 10 ок-

тября 1991 г.; закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по форми-

рованию и использованию внебюджетных фондов представительных и

исполнительных органов государственной власти республик в составе

Российской Федерации, автономной области, автономных округов, кра-

ев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного

самоуправления» 15 апреля 1993 г.; Федеральный закон «О бюджетной

классификации Российской Федерации» 15 августа 1996 г.

42 См.: Ведомости Съезда Народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 46.

ст. 1543. (Ведомости СНД и ВС).

80

Кроме того, бюджетные правоотношения регулируются норматив-

ными актами высших органов исполнительной власти Российской Феде-

рации и ее субъектов и органами местного самоуправления.